Но, к сожалению, господдержка, какими бы разнообразными ни были используемые инструменты, не отменяет законов рынка. По словам самих фермеров, бурная деятельность фальсификаторов молочной продукции больно бьет по сельскому хозяйству. Дело в том, что себестоимость сырого молока за последний год возросла более чем на три рубля, закупочная цена – упала на рубль с лишним. Спрос мог бы сгладить последствия такого «перекоса», но российский потребитель, в большинстве случаев сам того не ведая, выбирает фальсификат.
Игра в имитацию
Суть «подделки» в замене животных жиров растительными – прежде всего, пальмовым маслом. Этот ингредиент многим из нас может показаться незнакомым. Но только на первый взгляд. Начиная с 1990-х, он чуть ли не ежедневно попадает на наш стол – под видом сливочного масла, сыров, творога, молока. Даже в тех случаях, когда производитель «играет по правилам» и называет эти продукты спредами, напитками и так далее – не каждый может догадаться, что скрывается за формулировкой «растительные жиры». А между тем, она маскирует «надувательство» потребителя, а в некоторых случаях – даже опасность для здоровья.
Естественно, пристрастие некоторых производителей к тропическому маслу – не дань моде на экзотику, и уж точно – не стремление поддержать экономики Индонезии и Малайзии – основных поставщиков этого сырья. Все объясняется более банальным желанием извлечь максимум выгоды. По подсчетам «Росконтроля» за счет дешевизны «пальмы», экономия 1 % молочного жира за месяц приносит производителям порядка 250 тысяч рублей. Платит, а вернее переплачивает, естественно, потребитель.
Без страха, но с упреком
В дискуссиях о влиянии пальмового масла на организм человека сломано немало копий. Противники «гостя из тропиков» в качестве одного из аргументов приводят решение Всемирной организации здравоохранения, которая еще в 2005 году рекомендовала сократить потребление этого продукта ввиду высоких рисков развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
В то же время российские ведомства, по умолчанию компетентные в этом вопросе, занимают достаточно сдержанную позицию: пальмовое масло – не яд, но обман потребителей – недопустим. В частности, в феврале министр здравоохранения Вероника Скворцова, ссылаясь на данные научно-исследовательского института питания, отметила: «Убедительных доказательств негативного влияния пальмового масла не выявлено». А уже в начале апреля с ней «заочно» согласилась глава Роспотребнадзора Анна Попова: «В небольших количествах этот продукт не вредит. Научных подтверждений того, что его употребление приводит к инфарктам, инсультам и атеросклерозу нет». Вместе с тем, она подчеркнула, что любая попытка продать под видом натуральной продукцию с измененным составом должна строго пресекаться, и ее ведомство готово раскрыть на своем портале данные по всем подделкам, «рассекретив» конкретных производителей.
В действительности, представители каждого лагеря по-своему правы. Существует две разновидности «пальмы» – пищевая и техническая. В то время как первая проходит качественную очистку, богата витаминами А, Е и в умеренных количествах не наносит вреда человеческому организму, в составе второй обнаруживаются продукты окисления жиров, которые, в том числе, могут провоцировать развитие онкологических заболеваний. К тому же, этот тип сырья не предназначен для использования в пищевой промышленности, соответственно, и условия его транспортировки оставляют желать лучшего. Но и «ценник» выглядит значительно привлекательнее.
Ударим акцизом по фальсификату?
Наиболее резонансной из предложенных мер стало введение акцизов на пальмовое и другие масла тропического происхождения. Проработать такую возможность профильным ведомствам поручил Владимир Путин. На первый взгляд, продуманная система налогообложения, сделав использование «пальмы» экономически нецелесообразным, может способствовать снижению доли фальсификата в продукции, представленной на рынке, и одновременно увеличить приток доходов в федеральный бюджет. В поддержку данной инициативы и ранее высказывались глава Минфина Антон Силуанов и руководитель Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
«Не в тренде» оказались антимонопольщики. Еще в феврале глава управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирониченко заявила, ее ведомство – против: «Введение акцизов неминуемо приведет к росту цен на продукты с использованием пальмового масла».
По всей видимости, правительство, тщательно проанализировав все риски, все-таки встало на сторону ФАС. На днях министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил: «Пальмовое масло используется не только в молочной отрасли, но и в кондитерской, и в масложировой. Акциз может подорвать их стабильность».
По всей видимости, российские власти пойдут по пути информирования потребителя. Предполагается, что специальная маркировка должна будет занимать не менее трети этикетки. Возможно, будет ужесточено наказание за указание недостоверной информации о составе продукта: сейчас «планка» установлена на уровне отметки в 50 тысяч рублей.
На поиск наиболее взвешенного решение у правительства осталось чуть более месяца и «ГЧ», конечно, будет следить за развитием дискуссий. Вместе с тем, хочется верить, что они не превратятся в «охоту на ведьм». Ведь, по большому счету, проблема не в пальмовом масле, а в том, что недобросовестные производители, вводя потребителя в заблуждение, с одной стороны, вынуждают его переплачивать, с другой – лишают возможности самостоятельно решать, какие продукты включать в меню своей семьи.