Сегодня монополистом рынка железных дорог для пассажиров является «РЖД». Параллельно с ним работают локальные перевозчики. Однако система не оправдывает себя ввиду высокой убыточности маршрутов пассажирских поездов, в частности пригородных. Субсидии из федерального и регионального бюджетов не могут покрыть все расходы: многие маршруты приходится ликвидировать, а выпадающие доходы пригородных компаний за 2017 год компенсированы в размере 10,9 миллиардов рублей, что почти на 2,5 миллиарда меньше потребности.
Законопроектом предлагается модернизировать систему железнодорожного общественного транспорта путем создания конкурса между перевозчиками за маршруты поездов и заключения так называемых организационных договоров. Таким образом, за каждой компанией будет закреплен определенный маршрут, что позволит не «распыляться» государству в части компенсации убытков нескольким дублирующим друг друга перевозчикам. Установление тарифов для населения и субсидий будет осуществлять Правительство РФ с учетом общего заказа. Также нововведение сможет привлечь частные инвестиции в жд-структуру.
Организационные договоры будут заключаться между государством и частными компаниями сроком более чем на 15 лет. Это позволит перевозчику спланировать долгосрочные инвестиционные программы для обслуживания пассажирского состава. Цены на билеты станут формироваться исходя из условий рынка и конкуренции.
Таким образом, произойдет мягкий переход от естественной монополии к государственному регулированию в сфере железнодорожного транспорта.