– За 95 лет вуз добился многих впечатляющих успехов. Какие из них вы бы определили как ключевые?
– Мы отмечаем не просто дату основания нашего учреждения. Правильнее говорить о 95-летии высшего медицинского образования на территории Воронежской области. Сегодня не каждый регион может похвастать таким уровнем подготовки специалистов. Для того, чтобы система заработала слаженно как швейцарские часы, нужны годы усилий, опыт поколений научных, педагогических работников, клиницистов. Нашему учебному заведению удалось создать кадровый состав, методический комплекс, развить научные, клинические направления такого уровня, который позволяет готовить специалистов для практического здравоохранения непосредственно на территории Воронежской области. На мой взгляд, это самое важное достижение, и его подтверждают наши недавние успехи. Не далее как в этом году, согласно рейтингу, который составлялся независимыми экспертами, мы вошли в сотню лучших вузов России, заняв 58-е место. Причем оценка проводилась по самым разным показателям – учитывались и успеваемость студентов, и знания, которые дает вуз, и мнения работодателей о выпускниках. А если добавить к этому, что сегодня в стране более 2000 высших учебных заведений, то мы можем по праву считать, что занимаем очень достойную позицию. В этом же году Минобразования и Минздрав составили рейтинг по качеству набора, отражающий степень заинтересованности студентов в получении образования в вузах. В этом перечне мы заняли 2-е место среди медицинских вузов после столичного медуниверситета. Такая высокая позиция говорит о том, что у нас хотят учиться.
– Хорошего специалиста не подготовить без соответствующей практики. Как обстоит дело с этой составляющей обучения?
– У нас более 40 договоров с лечебными учреждениями области и города, что дает возможность готовить будущих врачей буквально у постели больного.Это выгодно и больницам, так как в их стенах работают специалисты высокой квалификации – кандидаты наук, профессора, имеющие глубокую научную подготовку в клинической практике. Более того, в прошлом году мы подписали соглашение с департаментом здравоохранения Воронежской области, в рамках которого наметили основные вопросы взаимодействия не только в плане обучения и распределения специалистов, но и в области профессионального роста медицинских работников. В этот процесс мы тоже активно включены, организуя циклы профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования врачей.
– В рамках вуза ведется обширная научно-исследовательская работа. Какую пользу ее результаты приносят пациентам клиник и больниц нашей области?
– Это новации в области стоматологии, хирургии, коммуникационных обследований и так далее, которые внедряются в практическое здравоохранение нашего региона. Например, мы внедрили в Новохоперске мониторирование заболеваний сердечно-сосудистой системы, что позволяет выявлять патологии на ранних стадиях и своевременно применять лечебные мероприятия. Следует отметить и то, что мы широко используем систему наших научных связей и привлекаем для сотрудничества не только светил из Москвы и других российских городов, но и зарубежных коллег. Так, 14 ноября к нам приедут доктора из берлинской клиники, которые проведут мастер-класс, связанный с проблемами ревматологии. На мероприятие приглашены врачи из Воронежа, Липецкой и Белгородской областей, которые смогут напрямую пообщаться с ведущими немецкими специалистами и директором НИИ ревматологии РАМН, главным ревматологом России академиком Евгением Насоновым.
– На флагштоке медакадемии можно прочитать слова «милосердие» и «гуманизм». Как эти идеи воплощаются студентами на практике?
– Безусловно, настоящего врача нельзя воспитать без приобщения к волонтерскому движению и благотворительным мероприятиям. Мы всячески поддерживаем активность наших студентов на этом поприще. На данном направлении у нас налажено тесное взаимодействие с руководством Ассоциации «Галерея Чижова», реализующей многие социальные проекты. Совместными усилиями мы устраиваем в стенах Центра Галереи Чижова волонтерские акции, при поддержке Ассоциации проводим благотворительные мероприятия в детских домах и интернатах. Еще одно важное направление в воспитании нашей молодежи – формирование здорового образа жизни. В этот процесс включены многие кафедры вуза и есть необходимая база – спортивно-оздоровительный комплекс.
– Какие перспективы у нынешних выпускников в плане трудоустройства?
– У наших студентов – большие возможности, и они прекрасно понимают, что реализовать их можно только при успешном обучении. Со своей стороны, мы ориентируемся на нужды практического здравоохранения. А ему сегодня не нужен вал. Ему нужны толковые врачи, которые будут успешно трудиться там, где они реально востребованы. Поэтому уже в интернатуре и клинической ординатуре мы готовим по узким направлениям. В этой системе особое место отдается подготовке педиатров, терапевтов, стоматологов общей практики. То есть – врачам, к которым пациенты обращаются в первую очередь.
Блиц-опрос
Как пришло решение стать врачом?
– С детства испытывал большой интерес к этой профессии, хотя родители не были связаны с медициной. Еще будучи школьником, посещал клуб юных медиков, а также школу медицинских знаний, действующую на базе мединститута».
Самое главное в профессии
– Компетентность, милосердие и гуманизм.
Пожелание будущим врачам
– Быть настойчивыми в осуществлении желания стать хорошим специалистом, а также – понимания, что это непростой путь. Трудности будут, но они преодолимы, если человек упорен в достижении цели.
Более 6000 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов проходят в настоящее время обучение в ВГМА. Кроме того, в системе вуза на базе института дополнительного образования ежегодно проходит профессиональную переподготовку более 5000 врачей. Для наглядности, по численности это сравнимо с населением районного центра, такого как Богучар.
Образование в ВГМА востребовано не только у наших соотечественников. Академия имеет договорные отношения с рядом вузом стран Ближнего зарубежья и ведущими европейскими вузами. В настоящее время в стенах ВГМА получают подготовку порядка 400 иностранных студентов из 25 государств.
В клиническую базу академии входят стоматологическая больница и детская клиническая больница, оснащенные современным оборудованием. Для учебного процесса и практики используются учреждения здравоохранения Воронежа и области – диспансеры, станции скорой медицинской помощи, поликлиники, больницы, роддома. Это позволяет проводить обучение специалиста в условиях реального лечебного процесса.
Среди выпускников вуза – лауреаты государственных премий России, академики РАН, РАМН, РАЕН: Иван Дедов, Рэм Петров, Анатолий Покровский, Владимир Козаченко.