Воронежские актеры освоили азы комедии дель арте под руководством педагогов-итальянцев
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежские актеры освоили азы комедии дель арте под руководством педагогов-итальянцев

9 июня 2014 / просмотров – 2758
Культура

9 июня состоялся финальный показ театральных зарисовок, явившихся результатом 4-дневного мастер-класса, который получили в рамках Платоновского фестиваля искусств воронежские актеры. Их преподавателями стали ведущие артисты миланского театра «Piccolo Teatro di Milano» Джорджио Бонджованни и Энрико Бонавера.

Импровизации о страхах и открытиях

Джорджио Бонджованни и Энрико Бонавера – одни из самых опытных артистов жанра комедии дель арте: Бонджованни много лет играл роль Панталоне, а Бонавера – роли Бригеллы и Арлекина в легендарном спектакле Джорджио Стрелера «Арлекин, слуга двух господ». Азы традиционного итальянского жанра – комедии дель арте – талантливые артисты и педагоги с успехом преподают во многих городах Европы. А незадолго до воронежских «штудий» итальянцы провели серию семинаров в Екатеринбурге.
Стоит отметить, что Джорджио и Энрико привезли из Италии в Воронеж редкие маски ручной работы. Актеры пояснили, что маска накладывает на актера очень большую ответственность. Надевая ее, он как бы отказывается от себя, начинает «обслуживать маску», воплощая ее символический потенциал:
– Для актера комедии дель арте будет самым большим комплиментом, если его не узнают под маской, – говорят артисты. – Эта система полностью противоположна современной концепции актерской профессии, когда артист озабочен в первую очередь личной славой.
На камерном показе около двух десятков воронежских артистов продемонстрировали парные миниатюры в духе комедии дель арте.
– Когда актер надевает маску, он дает жизнь тому персонажу, который они символизирует. Это несколько известных типажей с фиксированными характеристиками, которые встречаются в разных комедиях. Каждый актер выбрал себе персонажа и начал с ним работать, затем мы задали общие темы для импровизаций: страх и открытие. Далее артисты сами придумали истории с участием их героев, которые раскрывали бы эти темы, – пояснил Бонджованни.


Характеры, неизменные в веках
Уморительные короткие сценки педагоги сопровождали комментариями, раскрывающими суть традиционных характеров итальянской комедии. Стоит отметить, что фантазия воронежских артистов сделала европейских средневековых героев очень актуальными. Они даже порой отпускали шуточки с аллюзиями на русскую литературу, что возводило юмористическую составляющую действа в квадрат. Так, хитрый старый купец Панталоне, вечно домогающийся молоденькой служанки Смеральдины, в исполнении Камиля Тукаева сладострастно предлагал партнерше по сцене «почитать вместе роман Владимира Набокова «Лолита». Не менее архетипичны и в то же время «живы здесь и сейчас» были «русскоязычные» Арлекин (тип – глупый наивный слуга, живущий одним днем), плутоватый слуга Бригелла, псевдоученый Доктор (пародия на университетские светила демагогии)…
Когда все актеры выступили со своими миниатюрами, настало время сюрпризов: «ученики» подарили педагогам сценки с участием «приглашенного актера». Сын одного из участников масте-класса тоже надел маску и сыграл отпрыска Доктора, который смог своим умствованием довести до белого каления обоих слуг – Арлекина и Джованни. А затем в маски облачились и сами мэтры: Джорджио Бонджованни и Энрико Бонавера тремя короткими сценическими зарисовками убедили публику, что мастерство и обобщающая сила искусства комедии дель арте легко преодолевают языковой барьер между итальянцами и русскими: все характеры и ситуации читались, как с листа!


«Мы нашли здесь высокое артистическое качество»
Подводя итоги непродолжительной, но интенсивной работы, Джорджио Бонджованни отметил, что встречи в воронежскими актерами позволили и им с Энрико почерпнуть для себя нечто новое:
– Мы нашли здесь очень высокое артистическое качество, причем это касается ее только опытных актеров, но и совсем молодых выпускников. Это удивительно: у них есть сценическая весомость, которую редко где встретишь, но при этом она распространена среди российских артистов.
– У них высока профессиональная этика и есть актерское благоговение перед профессией. А также большая театральная культура. Это всегда видно в работе. Мы были приятно удивлены, когда с первых занятий артисты стали приходить раньше нас и сами разминаться, репетировать, работать, – подтвердил Энрико Бонавера

Екатерина Чернова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели