Восточный не был первым космодромом для наших специалистов. Уже много лет Воронежские заводы отправляют своих сотрудников работать на Байконур, Плесецк и «Куру» во французской Гвиане. Однако побывав на первом российском космодроме, специалисты сразу же отметили его техническое оснащение.
– Расскажите, что же особенного в Восточном?
– Космодром в Амурской области по своей инфраструктуре несравним ни с одним другим. Видно, что к его строительству подошли очень основательно, со знанием дела, даже сейчас, когда он еще не завершен. Оборудование там очень хорошее.
– В чем же заключалась ваша работа перед стартом «Союза»?
– Нашей основной задачей было обеспечить предстартовую подготовку ракетного двигателя РД-0110 по классификации разработки КБХА и производства Воронежского механического завода. Поэтому, мы проводили необходимые технологические операции перед пуском, а специалисты ВМЗ следили за ситуацией, чтобы при возникновении внештатных моментов оперативно поправить любую неполадку.
Выбор пал на наиболее надежный двигатель
– Почему для первого пуска выбрали именно РД-0110? Есть же и более современная модификация.
– При выборе двигателя прежде всего учитывалась его высокая надежность. РД0110 (11Д55 по классификации ГРАУ) был разработан в 1962 году, а принят в эксплуатацию в 1964м. Более 60 лет он успешно используется в составе ракет типа «Союз». Что касается других разработок КБХА, действительно, в настоящий момент к использованию принят более современный двигатель 14Д23. Он работает по замкнутому циклу и является более энергоэффективным. С ним в космос запускается модификация «Союза» 2.1.б. Но для первого пуска было решено отдать предпочтение самому надежному аппарату, который ни в коем случае не подведет.
Аналогов в мире нет
– Неужели 11Д55 вообще никогда не давал сбоев?
– За всю историю работы было зафиксировано всего 2 аварийных исхода, но это произошло еще в XX веке. Новый двигатель 14Д23 ему ничем не уступает, но пока репутация изделия не подтверждена таким количеством успешных полетов. Впрочем, это дело времени. Наш главный конструктор Виктор Горохов не раз говорил, что новый двигатель – рекордсмен по удельному импульсу тяги среди всех кислородно-керосиновых двигателей в мире. Более экономичного не существует на сегодня. То есть, во всем мире аналогов ему нет.
Передовые технологии
– Сколько времени занимает изготовление одного двигателя и планируются ли их дальнейшие модификации?
– От начала так называемой «закладки», то есть, изготовления первого винтика, до сдачи двигателя «в товар» проходит чуть больше года. Что касается модификаций, то здесь мы зависим целиком и полностью от Самарского ракетно-космического центра «Прогресс», изготавливающего ракеты. Они ничего нового не планируют, остановившись на двух текущих вариантах. И это не удивительно: ракеты отвечают современным требованиям. Отдельно по поводу наших двигателей хочется отметить, что вот уже много лет корейские инженеры не могут воспроизвести воронежские технологии на своих предприятиях, как не пытаются.