Идея возродить этот шедевр на воронежских подмостках родилась несколько лет назад. В прошлом году труппа под руководством главного дирижера театра Юрия Анисичкина приступила к подготовке. И сегодня, 14 сентября, артисты продемонстрировали зрителям результаты масштабной, кропотливой и нервной работы. В опере «Снегурочка» четыре состава! И каждый из них готов представить свой взгляд на великое произведение Римского-Корсакова.
«Мы по-новому смотрим на оперное действие, пытаясь выстроить не иллюстративный, а смысловой ряд. Поэтому у нас много – около 40 – различных сцен, которые влияют на эмоциональный настрой, создают атмосферу спектакля. Все это делается современными методами. Мы используем новые технологии, которые приняты в театрах всего мира, – поясняет Евгений Иванов, знакомый воронежской публике по сценографии к операм «Кармина Бурана», «Волшебная флейта» и «Умница». – Немного по-другому работаем с актерами. У нас замечательная молодая труппа. Оперные певцы выходят не просто петь, они органично существуют в среде спецэффектов как драматические актеры».
Видеоряд «Снегурочки» создал Сергей Новицкий из Беларуси. Как выяснилось, он не только видеохудожник, но и музыкант. Благодаря этому отчасти экспериментальная картинка прекрасно сочетается с классической партитурой.
«Наш спектакль наполнен человеческими страстями. Когда на сцене яркое действие, зрителям интересно, они по-другому воспринимают музыку, – уверен Евгений Николаевич. – Мы не стали делать Снегурочку холодной ледышкой, это живой человек, тинэйджер, который приходит к людям с добром. Молодая девочка, влюбившаяся в своего кумира Леля – современную поп-звезду местного разлива. Он поет песни, играет, танцует – своеобразный Дима Билан. И эта девочка с небес услышав его, захотела к людям, увидела эти страсти, неоднозначное общество берендеев, где есть обман, зависть, злоба и… любовь. В людях намешано абсолютно все. Снегурочка помогает остальным персонажам разобраться в себе, понять, что они не звери, а духовные существа. Она – маленький человечек, который проводит большую работу, сама не ведая того. Своим присутствием, отношением к окружающим и человеческим ценностям. К примеру, Мизгирь, будучи купцом, на все, смотрит, как на товар. Даже на женщин. А благодаря Снегурочке вдруг понимает, что не все покупается и не все продается».
Евгений Иванов наполнил спектакль необычными деталями – царством-конструктором, огненными бочками, ярким, ослепляющим солнцем… И эти находки оставляют в сердцах аудитории не меньший след, чем мастерство симфонического оркестра, талант артистов оперной труппы и хора.
«Наша Снегурочка не тает, как ожидают многие зрители, помня сюжет сказки Островского. Она уходит в солнце, как в доменную печь, – комментирует автор идеи. – Не обязательно делать по бытовому. Оперный театр полон условностей, музыка абстрактна. О ней нельзя рассказать, ее можно только почувствовать».
По словам Евгения Николаевича, команда, трудившаяся над постановкой, создавала этот спектакль не для фестивалей, столичных или зарубежных гастролей, а, в первую очередь, для широкой воронежской публики разных взглядов и вкусов. В том числе для молодежи. Для детей.
«На афише написано с 12 лет, но если ребенок интересуется музыкой в более раннем возрасте, родители прививают ему хороший вкус, приходите, у нас нет откровенностей, которые приняты в современном театре, – приглашает Иванов. – Я не люблю этого. Существую на сцене в русской классической традиции. Но, тем не менее, пытаюсь работать современно. Искать новые смыслы, отражение нашей жизни. «Снегурочка» – это мистическая притча, в которой есть философия, обобщенные образы, правда и неправда».
Партнер театра оперы и балета – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.