Природа и человек
Первая часть проекта «Койяанискаци» появилась в прокате спустя 10 лет после ее создания. До этого Гласс сам возил картину из города в город, сопровождая видео «живой» игрой.
Воронежцы смогли посмотреть всю трилогию в рамках фестиваля актуального научного кино «360°». Кроме того зрители получили возможность обсудить увиденное с ректором ВГАИ Эдуардом Бояковым.
«Койяанискаци» - фильм о взаимодействии человека и природы, о их развитии. Лента показывает, что несмотря ни на что в этом развитии есть нечто параллельное. Человеческую жизнь Реджио демонстрирует как набор стандартных действий, а попросту суету. За всем этим человек не замечает, что вредит природе, и тем самым себе. Красоты природы перестают быть точками притяжения туристов, вместо них в «моду» входят индустриальные объекты.
Эстетика минимализма
Если говорить о средствах выразительности, которые использует автор, то это замедленная и ускоренная съемка. Многие «картины» длятся довольно долго, что придает фильму некую монотонность, свойственную минимализму. Первая часть трилогии обладает одинаковым началом и концом. Быть может, режиссер тем самым намекает, что мы вернемся туда, откуда вышли? На протяжении фильма, словно мантры, пропеваются несколько фраз. Это и «Койяанискаци» («сумбурная, сумасшедшая жизнь»), и «Откапывая ценности в земле, мы кличем беду», и «Однажды куча пепла может упасть с неба, и тогда сгорит земля, и закипят океаны». Все эти слова в итоге могут оказаться пророческими, однако современный человек, к сожалению, не склонен к ним прислушиваться.
Интересно, что обсуждения больше затронули скорее работу Гласса, чем Реджио. Эстетика минимализма кому-то понравилась, а кого-то удивила и даже шокировала. Эдуард Бояков рассказал, что сейчас пришло время «простой» музыки. Слушатели жаждут свободно льющегося потока. Кроме того, минималистичная музыка на данный момент считается наиболее востребованной в Европе.