Воронежcким зрителям предлагают задуматься об искусстве, своем поведении и границах дозволенного
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежcким зрителям предлагают задуматься об искусстве, своем поведении и границах дозволенного

26 сентября 2020 / просмотров – 418
Культура

Театральная программа Платоновского фестиваля, который проходит при поддержке Центра Галереи Чижова, завершает «Рыцарь пламенеющего пестика» Московского драмтеатра имени Пушкина. Поставил его знаменитый режиссер Деклан Доннеллан, работы которого уже видели постоянные гости форума. Спектакль 2019 года – лауреат множества премий. Его оценили жители Лондона, Парижа, Мадрида, Тулузы и Гданьска.

Порой любовь зрителей к искусству переходит все границы. Во время спектакля «Лондонский купец», глубокомысленного и скучного, на сцене внезапно появляются несколько человек. У них есть советы по «улучшению» пьесы: место действия необходимо выбрать поэкзотичнее, рыцарь должен совершать подвиги, также стоит добавить песен и танцев…

Пьеса Фрэнсиса Бомонта создана в XVII веке, но даже спустя четыре столетия социальная сатира по-прежнему актуальна. При постановке текст видоизменился: некоторые фрагменты, написанные в прозе, переведены в пятистопный ямб.

«Художника надо судить по его законам»

«Это история о том, как «экспертность» проникает в театр, – поясняет помощник художественного руководителя Московского драматического театра имени Пушкина Екатерина Коновалова. – Сейчас все считают себя специалистами во всех областях, начиная вирусологией и заканчивая футболом, музыкой, искусством… Спектакль решен в авангардном ключе. «Зрители» немножко корректируют, как он идет, заставляя актеров играть по своим правилам. Это конфликтная ситуация. Мы выясняем, кто победит: убежденные, верящие в свое дело артисты, или люди, для которых, собственно, театр и существует?»

«Надо судить художника по его законам, не мешать ему высказываться, – уверена актриса Агриппина Стеклова, играющая жену бакалейщика. – Если ты не приемлешь его язык, найди того, кто тебе близок. На каждый спектакль зритель в любом случае выкристаллизовывается. Безупречных произведений крайне мало, они отбираются временем, становятся классикой, мировым достоянием. Сегодня очень трудно определить, что хорошо, а что плохо. Пусть все цветы растут».

Этюдный метод

«Рыцарь пламенеющего пестика» – шестая постановка Деклана Доннеллана, в которой участвуют Александр Феклистов и Андрей Кузичев.

«Как у спектакля выкристаллизовывается его зритель, так и у режиссера выкристаллизовываются его актеры. И наоборот. Мне очень близок Доннеллан по его аскетичной эстетике, по тому, как все должно происходить на пустой сцене, где два артиста что-то создают. Конечно, это не совсем так, но тем не менее. Спектакль репетируется также, – рассказывает актер Александр Феклистов. – Мы берем какую-то тему, режиссер кидает идеи, а потом может уйти попить кофе. Мы репетируем, показываем получившийся вариант. А потом он говорит: «Давайте поменяем направление». Этюдный метод, создание атмосферы, чтобы актер начал сам что-то предлагать и делать, вкладывать свою личную энергию, способствует появлению живых спектаклей».

«Люди приходят и понимают, что попадают не в театр, а в нечто большее, – добавляет актер Андрей Кузичев, исполнивший роль Хемфри. – Театр в привычном понимании – здесь зрители, там игра, здесь кулисы – разрушен. И это тектоническое смещение».

«Фарс – это реакция художника на жизнь, – считает Андрей. – Деклан не просто большой режиссер, он – мыслитель, который скоррелировал пьесу ХVII века с веком ХХ. Нашел какие-то отголоски, смог совместить. Люди тонкой душевной организации реагируют на абсурдность действительности. Мы все это чувствуем, но сформулировать могут только мастера».

Народ безмолвствует? Навряд ли

В данной постановке все очень жизненно, поэтому многие театральные критики рекомендуют ее зрителям способным посмеяться над собой. Мы решили уточнить у актеров, занятых в спектакле, часто ли в их жизни встречается эксцентричная публика.

«Постоянно. Буквально 19 числа мы играли «Рыцаря» в Москве. Как обычно, начали разговаривать с Агриппиной из зала, и вдруг к нам присоединился кто-то еще… Мы этого не ждали, – вспоминает Александр Феклистов. – А когда-то давно играли «Бориса Годунова». Там в конце слова: «Что же вы молчите? Кричите: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!» И мы ждем ответа... В зале, естественно, тишина. Гаснет свет… Ремарка, воплощенная в жизнь: «Народ безмолвствует». И в этот момент наш знаменитый, чудесный режиссер Кама Гинкас кричит: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!»

В спектакле Доннеллана подобные истории актерам лишь на руку. Кстати, они не скрывают, что сами иногда становятся «всезнайками».

«Каждый из нас заносится, – признается Андрей Кузичев. – Когда я смотрю футбол, я точно знаю, куда нужно было отдавать пас».

«Культура, за которую платят деньги, превращается в развлечение»

«Наш спектакль может показаться довольно легким и поверхностным, но в нем достаточно глубокий смысл. Мы живые люди, нас тоже качает, – предупреждает Агриппина Стеклова. – Мы подвержены влиянию зала и чувствуем чью сторону он занимает. Реакция бывает разной. Но смысл, заложенный автором, не меняется. Это столкновение масс и художника».

«Культура и развлечение – извечный спор. Культура, за которую платят деньги, превращается в развлечение. Развлечение требует обслуживания. Так что мы: обслуживаем или высказываемся? Этот вопрос никогда не будет решен. Тот театр, который сталкивается с жизнью в нашем спектакле, часто проигрывает. Но финал все равно открытый», – резюмирует Андрей.

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели