Воронежцам прочли лекцию об авангарде в музыке
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежцам прочли лекцию об авангарде в музыке

1 декабря 2014 / просмотров – 1340
Культура

Шенберг, Стравинский, Штокхаузен, Кейдж. С этими именами связывают развитие музыки XX века. 30 ноября в книжном клубе «Петровский» Ярослав Борисов, Дмитрий Зорников и Игорь Иосифов рассказали собравшимся об эволюции музыкальной мысли с прошлого столетия до наших дней.

На пороге новой эры
Поразмыслив, лекторы пришли к выводу, что авангардные идеи были присущи многим поколениям творческих людей, однако XX веку было суждено стать эпохой перемен. Импульсом для развития искусства послужил технический прогресс, а также стремительно меняющаяся политическая ситуация и войны.

В начале прошлого столетия ощущался некий кризис, и потенциальные творцы задавались вопросом, неужели искусство дошло до точки, неужели все, что можно создать, уже создано. Композиторы нашли несколько путей выхода из сложившейся ситуации, одним из которых было расширение тоновой системы. В этом направлении работал Шенберг. Также рассматривались эксперименты с инструментами, например, появилась тенденция их «скрещивать», а затем стали изобретаться принципиально новые устройства. Например, терменвокс, играть на котором можно только обладая сверхслухом. Сейчас в мире всего несколько десятков музыкантов, умеющих играть на терменвоксе. Третьим выходом из ситуации стало использование звуков немузыкальной природы, то есть шумов, производимых станками. Особенно этой идеей увлеклись итальянские футуристы, которые были уверены, что музыка должна отражать технический прогресс. Подобные мысли наблюдались и в СССР, однако в стране Советов дальше теоретических рассуждений дело не продвинулось.

В эпоху перемен коснулись изменения и академической музыки. В этом ключе особенно известны наши соотечественники Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Последний выработал музыкальный язык, впитавший русский фольклор. Стравинский стал феноменом мирового масштаба, величайшие умы называли его колоссом и восхищались его творениями.

От магнитной пленки до электронной музыки
Новая волна авангардистской активности пришлась на вторую половину века. Развитие музыкальной мысли определило изобретение магнитной пленки. Теперь стало возможным создание музыкальных коллажей, пленку можно было ускорять или замедлять, пускать задом наперед. Появляется конкретная музыка, направление, работающее с коллажами. Войти в такое произведение могли звуки паровозного гудка, пение птиц, декламация стихов или политические выступления и рев толпы.

Знаковыми фигурами второй половины XX века стали Штокхаузен и Кейдж, посвятившие себя музыкальным экспериментам. Также в этот период зарождается движение минималистов, представителями которого являются Стив Райх, Филипп Гласс. Стали появляться многочисленные арт-группы, которые создавали некое подобие перформансов, призванных выпустить эмоции публики.

Одним из двигателей авангардной мысли сегодня является коллектив Laibach, известный своими интерпретациями популярных песен. Музыканты создают вневременные композиции. Например, современную песню исполняют в манере Средневековья.

Сейчас многие говорят о том, что нас ждет очередной музыкальный кризис, однако Ярослав Борисов, Дмитрий Зорников и Игорь Иосифов уверены, что ничего такого не произойдет. Перед композиторами открылось бесконечное поле электронной музыки, на основе которого уже начинают появляться новые направления, например, Intelligent Dance Music (интеллектуальная танцевальная музыка – прим. ред.). Познакомиться с этим стилем воронежцы могли на концерте команды  «Самое большое простое число».

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели