Пьеса Эрдмана была запрещена около 50 лет. За то, чтобы поставить ее, боролись лучшие театры страны. Но увидела она свет только после перестройки, тогда она вошла в репертуар многих театров. Однако, по мнению критиков, спектакль саратовского театра наиболее отражает эпоху и те идеи, которые хотел передать автор.
Трехчасовой спектакль посвящен проблеме маленького человека, проблеме значимости и поиска себя в обществе. А еще он о желании жить, жить вопреки всему. Так главный герой Семен Семенович Подсекальников говорит: «Я жену работать на вас заставлю, тещу в шахты пошлю, сам христарадничать пойду, только дайте мне жить». И все это протекает в необычных декорациях и с большим количеством задействованных актеров. Декорации, построенные в два этажа, показывают то квартиру и спальню, то кабак и кладбище.
Почему же вдруг Подсекальников «записывается» в самоубийцы? Начнем с того, что Семен Семенович уже год не работает. Он и теща живут на жалование жены Маши. Все это угнетает Подсекальникова, во всем он видит упрек и чувствует свою ненужность обществу. А начинается все с банальной ливерной колбасы. После ссоры с женой «на пустом месте» Подсекальников исчезает, Маша же боится, что он «наложит на себя руки» и просит соседа Калабушкина о помощи. Так все узнают о том, что Семен Семенович готовится совершить самоубийство, хоть его и находят на кухне с ливерной колбасой. Так впервые мысль о самоубийстве приходит самому Подсекальникову. Чтобы как-то отвлечь его от этого, ему покупают трубу, на которой Подсекальников якобы сможет давать концерты и зарабатывать деньги. Но после покупки трубы выясняется, что для того, чтобы научиться на ней играть, нужен еще и рояль. Идея отпадает, и Подсекальников задумывается о самоубийстве. Между тем к нему начинают приходить разные люди и просить, чтобы он за них умер: за интеллигенцию, за любовь, за торговлю. Его смерть должна послужить сигналом, что дальше так жить нельзя. В итоге все эти люди объединяются, назначается время самоубийства Подсекальникова. Семен Семенович же, осознав свою важность и значимость, так упивается этой временной властью, что какое-то время и не думает о смерти. А потом чем ближе назначенный час, тем сильнее он задумывается о том, что будет дальше, тем сильнее хочет продолжать жить хоть в каком состоянии. Побоявшись гнева своих новых друзей и так и не сумев свести счеты с жизнью, Подсекальников ложится в гроб и прикидывается умершим. Однако спустя какое-то время обман раскрывается, и главный герой произносит наисерьезнейший монолог о ценности жизни.
Трагедия в сочетании с юмором доходит до самого сердца. Во многих ситуациях можно узнать и себя. Помимо главных социальных проблем Эрдман подмечает и много другого не менее важного. Несмотря на название, спектакль все же можно назвать жизнеутверждающим. Главный герой кричит о ценности жизни и даже не жизни, а простого существования.
Так в один из вечеров Платоновского фестиваля воронежцы смогли познакомиться с постановкой Эрдмана и труппой саратовского театра.