2014 год для Воронежской области особенный: она празднует свое 80-летие. Мероприятия, посвященные данному событию, продлятся до 8 июля. Однако День рождения – это еще и напоминание о том, что наш край по-настоящему уникален.
История региона насыщена не только событиями, но и именами людей, внесших огромный вклад в развитие русской литературы и искусства, науки и образования. И все это не только позволяет нам гордиться прошлым, но и обязывает достойно продолжать будущее области. И в этом отношении одной из наших общих задач становится сохранение единого культурного кода, символики, бренда области, который достойно отразит многообразие нашего края и откроет перед ним незаурядные перспективы.
Начало начал
Но прежде чем сохранять, нам предстоит выявить самобытность этого бренда и выбрать его таким, чтобы каждый или почти каждый, кто считает себя уроженцем Воронежской области, был проникнут уважением к этому символу и гордостью за него.
Обсуждение данной темы ведется не первый год. Уже разработаны конкретные предложения и проекты. Одни выступают с инициативой взять за основу бренда личность известного жителя Воронежа, прославившего наш регион на весь мир. Другие считают, что надо создать новый образ, который символически объединит всех жителей воронежской земли.
Котенок сильнее императора?
Одной из самых известных разработок, связанных с разработкой бренда области, стало фундаментальное исследование продюсера, режиссера, ректора Воронежской государственной академии искусств Эдуарда Боякова – доклад «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика».
Согласно докладу, воронежцы воспринимают и позиционируют свой город и область иначе, нежели жители других регионов России или иностранцы. В частности, «брендами» своего города (региона) воронежцы назвали поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина, императора Петра Великого, строившего здесь флот, а также писателя Андрея Платонова. В то время как гости города первой ассоциацией с Воронежем называют персонажа мультфильма – Котенка с улицы Лизюкова.
«Необходима комплексная программа брендирования, – считает ректор ВГАИ. – Практически каждая сфера культуры в Воронеже связана с громким именем. При удачной подаче и певица Мария Мордасова может опередить котенка с улицы Лизюкова. Достаточно создать условия, чтобы фольклорное направление в музыке не ассоциировалось со скукой».
Старое на новый лад
В качестве кандидатов в символы города (региона) Эдуард Бояков предлагает несколько ключевых позиций. Первый символический образ, особенно ярко характеризующий область, по его мнению, – это чернозем, как «эталонный» вид почвы и основа эффективного сельского хозяйства. Для Воронежа это важная составляющая его научной и образовательной репутации.
В качестве второго варианта визитной карточки региона ректор ВГАИ называет образ «мещанской столицы». Напомним, что старому Воронежу была присуща бурная общественная жизнь с развитой благотворительностью, открытым обсуждением проблем городской жизни. Мещане и примыкавшее к ним сословие ремесленников некогда составляли основную часть населения города.
Однако Эдуард Владиславович отмечает, что понятие «мещанин» может вызвать негативные ассоциации. Еще в советское время данное слово приобрело оценочный характер и стало синонимом «обывателя». К настоящему времени возвращается социальная семантика, но, тем не менее, возможно и предвзятое восприятие. В качестве альтернативы предлагается семантика «посада / посадскости». Тогда и формула бренда может звучать как «Посадский Воронеж».
Третья концепция от Эдуарда Владиславович – это ставшее почти крылатым словосочетание «Воронеж – столица Черноземья». Однако Эдуард Бояков считает, что «столичный» бренд, хоть и используется достаточно активно, едва ли всерьез подкрепляется реальной культурной деятельностью.
Колокольный звон по-воронежски
Полным ходом идет развитие другого масштабного проекта, инициированного областным правительством и также связанного с поиском символа региона, который должен выгодно отличать его от остальных российских субъектов. Проект называется «Духовные родники Воронежского края». «ГЧ» подробно рассказала о нем советник отдела социально-политических проектов управления региональной политики правительства области Елена Лущик: «Мы пришли к тому, что нам нужен некий переходный этап, выстроенная дорожка, которая помогла бы обществу ненавязчиво, поэтапно идти в сторону духовности, – поясняет Елена Ивановна. – В этом году страна празднует 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Мы не могли обойти это юбилейное событие стороной и старались сделать так, чтобы это касалось не только православных людей, а всех жителей региона. В результате была разработана концепция «Духовные родники». В ней мы попытаемся ретранслировать духовный опыт Сергия Радонежского, который имел место еще 700 лет назад, на наши дни. А мы помним, что его главная идея состояла в объединении разрозненных земель Руси».
По задумке авторов проекта, визитной карточкой области станет звонница. Она будет состоять из двух конструкций: верхняя предстанет в виде семи монолитных колоколов, а нижняя – соберется из 34-х маленьких колокольчиков – по одному от каждого района области. «8 октября их представители привезут колокольчики с собой и создадут из них ансамбль звонницы», – продолжает Елена Лущик.
Кстати, общественность также сможет поучаствовать в реализации проекта «Духовные родники». Госпожа Лущик отметила, что активное вовлечение в него жителей Воронежа и региона начнется с середины августа.
Эффект брендинга?
Визитная карточка Воронежской области не прихоть, не просто желание имиджево «выделиться» в цепочке регионов. Стратегия брендинга формирует соответствующий инвестиционный климат и репутацию, создавая благоприятные условия для сектора креативной индустрии и творческого бизнеса. Не говоря уже об идеологической составляющей вопроса. Тем более, что Воронежской области и ее жителям действительно есть чем гордиться.
У вас есть свое видение визитной карточки Воронежской области? Кто или что должно олицетворять наш регион? Какие из уже озвученных идей вам нравятся или не нравятся и почему? Поделитесь своей позицией по телефонам: 239-09-68, 261-99-99 – или по почте 36glch@gmail.com, и ваше мнение будет передано разработчикам соответствующих проектов, а значит, сможет сыграть свою роль в становлении бренда нашего региона, достойного, как мы знаем, всего самого лучшего!