«Этот номер придумал еще мой отец в 1979 году. Он первый исполнил два уникальных трюка, которые до него никто не делал и вряд ли когда-нибудь повторит – двойное сальто в две ноги и тройное сальто, – рассказывает Олег. – После этого появилась задумка сделать большой номер с участием детей, которые работают на высоте».
«Икарийские игры» – это синтез спорта и цирка. На протяжении нескольких лет Марченко вел переговоры с Федерацией санного спорта России. В итоге был создан аппарат, похожий на стартовую площадку.
«Цирк должен пахнуть опилками, – уверен Олег. – Я хочу готовить настоящих мастеров своего дела, придерживающихся классических традиций, поэтому не беру ребят из спорта, их труднее переучивать. У нас в номере используется только ножной вольтиж.* Причем сложнее подготовить не «верхнего», а «нижнего» артиста. Чтобы он понял что к чему, начал чувствовать обстановку нужно как минимум 5 лет. Бывает, что в других аттракционах коллеги кидают друг друга руками, потом могут куда-то отойти. У нас не так. Самый большой разброс 30-40 градусов по сторонам. Это максимум. Поэтому необходимо «накидаться» настолько, чтобы довести свои действия до автоматизма. Чтобы дети не боялись высоты и не думали о том, что могут упасть».
Помимо четырех взрослых, в номере участвуют три девочки – 11-летние Майя и Аяна из Москвы и 8-летняя Ксюша из Тулы. Даже во время гастролей они умудряются не пропускать занятия и получать необходимый багаж знаний. Просыпаются в 7 утра, идут в школу, затем кушают и садятся за уроки. Через час-два – репетиция. На выездах папу и маму им заменяет Олег Марченко, который относится к девочкам как к своим детям. С родителями юные артистки общаются по телефону.
Коллектив «Икарийских игр» – одна большая, дружная семья. И в ней, как и везде, есть свои правила. Во-первых, все участники номера должны любить свое дело. Во-вторых, взрослые обязаны относиться к младшим как к собственным детям. Здесь никто не кричит. Все спорные вопросы решаются в ходе обсуждений.
«С подростками, зачастую, легче работать, чем с взрослыми. Проще договориться. Они фанаты своего дела, поэтому понимают меня даже не с полуслова, а с полувзгляда, – объясняет Олег. – Мне бы хотелось возродить этот
жанр. Сейчас в Росгосцирке, да, пожалуй, и в мире, мы одни, кто делает подобные трюки. Если я уйду, этим больше никто заниматься не будет».
Марченко не раз приглашали переехать за границу, но он фанат классического советского и даже дореволюционного цирка. «Дю Солей» – это красивое шоу, – говорит Олег. – Но мне нравится классическая школа. Она была, есть и будет, также как Моцарт и Бетховен».