Идея создания малых предприятий при вузах для России не нова. В переходный период конца 90-х в Санкт-Петербурге сразу в четырех университетах создавались инновационно-технологические центры. Именно там студенты могли пройти практику, получить необходимый профессиональный опыт, а также реализовать свои научные идеи.
В Электротехническом университете на малых предприятиях происходила разработка и внедрение нового рентгенологического оборудования. В Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) разрабатывали приборы ночного видения. В Лесотехнической академии внедряли технологию производства элитных деревянных окон.
Из вне - в закон!
Тогда в Санкт-Петербурге на 80-ти фирмах при вузах трудились более 2 тысяч студентов и выпускников. Но зарабатывать деньги на продаже собственной продукции было сложно из-за правовых проволочек.
Теперь все по-другому. Принятый в 2009 году Федеральный закон внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и предоставил право бюджетным научным учреждениям, а также научным учреждениям, созданным государственными академиями наук, образовывать хозяйственные общества. Их деятельность по закону заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим научным учреждениям.
Решим проблемы
По словам главы думского комитета по образованию Григория Балыхина, закон носит антикризисный характер и поможет найти работу многим выпускникам вузов. Кроме того, теперь бюджетные вливания станут эффективными и будут, наконец, приносить ощутимые плоды: «Ранее в науку вкладывались большие бюджетные деньги и лежали там мертвым грузом, результата практически не было. Не было механизма для того, чтобы разработки ученых вузов и научных учреждений материализовались в реальную продукцию. А принятый закон дает такую возможность».
Но это только одна из сторон. Помимо этого малые предприятия позволят внедрить в российскую промышленность инновационные разработки, тем самым, подготовив площадку для создания инновационной экономики.

Инноватику в массы
Воронежские вузы по-разному находят свое применение при организации малых предприятий. Кому что ближе. Например, ВГЛА разрабатывает 4 направления: выращивание кедровых лесов, адаптированных к условиям региона, которые уже в 10-15 летнем возрасте дают урожай. Выращивание тополя, который в 20-25 лет достигает полной продуктивности; прессование древесины, благодаря чему она практически не горит, легче, чем железо, имеет высокую износоустойчивость, и, наконец, создание ленточно-пильного оборудования, которое используют при деревянном домостроении - со 100 кубометров выход увеличивается на 5-7%.
Во ВГАСУ создано три некоммерческих партнерства «ВГАСУ строй», «ВГАСУ проектирование», «ВГАСУ изыскание», которые создают условия для работы малых предприятий. В ВГТА одно предприятие уже работает - занимается разработкой электроприборов.
Большие перспективы малых предприятий
В прошлом году ВГПУ стал обладателем гранта на разработку учебно-методического научно-инновационного комплекса в рамках малого предприятия при вузе. Именно на эти деньги – 500 тысяч рублей – и было закуплено необходимое оборудование.
Каким может быть направление деятельности малого предприятия при педагогическом вузе? Преодолеть проблему нехватки аудиторных часов, уравнять студентов-заочников и очников по объему преподносимых знаний и существенно увеличить этот объем путем создания современных образовательных ресурсов – круг вопрос, находящихся в центре внимания педуниверситета. Именно на их решение и будет нацелено малое предприятие при ВГПУ. Теперь о том, как это сделать.
Мультимедийность – феномен современности, и использование его в процессе обучения подготовлено временем. Одно из направлений планируемого предприятия – создание пособий, книг, методичек для студентов в электронном виде на дисках. Уже просчитаны возможные варианты реализации, ведутся переговоры с точками продаж. Планируется, что распространяться эти диски будут в магазинах, библиотеках, школах и других вузах. Ориентировочно, первые месяцы продажи дисков принесут 20-30 тысяч рублей дохода.
В деле все годится
Техническая база лаборатории цифровых образовательных ресурсов и педагогического труда ВГПУ достаточно объемная. В новых условиях вуз собирается максимально использовать все возможности в своем предприятии. Например, организовать типографию и оказывать рекламные услуги в целом для Воронежа и области. В том числе и заниматься позиционированием себя на рынке.
Мощная видеокамера, звукозаписывающее и осветительное оборудование позволяют создавать собственную видео и аудиорекламу. А еще в вузе уже сейчас работает собственное телевидение, которое транслируется онлайн на плазмах. Студенты рассказывают о жизни вуза, а преподаватели в этой же студии записывают видеолекции.
По правилам и в русле права
Соучредители малого предприятия при ВГПУ – университет и физическое лицо, победитель гранта, заведующий лабораторией цифровых образовательных ресурсов и педагогического труда, Дмитрий Греченко, который и станет в последствии руководителем предприятия. Сама лаборатория создавалась несколько лет назад и тоже на деньги выигранного тогда гранта.
Основной штат сотрудников малого предприятия будет формироваться за счет работников университета. Так, в лаборатории уже есть дизайнер, журналисты, программисты. Плавно они перейдут в кадры малого предприятия.
Сейчас готовятся последние документы. Уже 1 апреля новая фирма выйдет на рынок. Ему предстоит выдержать нелегкую конкуренцию, и многое будет зависеть от грамотно составленного бизнес-плана и таланта руководителей.
Что, где, чье?
Разумеется, при тиражировании продуктов интеллектуального труда сразу встает вопрос о защите авторских прав. ВГПУ в этом вопросе придерживаются железного правила - с авторами проектов будут заключены договоры, и им будут выплачиваться гонорары.
Что касается собственности, то законопроект предусматривает обязательное участие в уставном капитале нового предприятия научного учреждения. При создании акционерного общества – его доля должна быть не менее 25%, при создании общества с ограниченной ответственностью – не менее 1/3. В качестве вклада могут быть внесены денежные средства, оборудование и другое имущество. Предполагается, что остальные средства будут вносить инвесторы, забота о привлечении которых полностью возлагается на вузы.
Ищу инвестора
Но сейчас проблема большинства воронежских малых предприятий – поиск этих самых инвесторов. На государственном уровне даже рассматривается возможность предоставить фирмам при вузах налоговые каникулы, освободить на первое время от налога на прибыль. Все условия – лишь бы инвесторам это было интересно, и они пошли навстречу малым, но очень перспективным предприятиям, способным стать кругом спасения для российской экономики.
- создать площадку для стажировки студентов
- обеспечить рабочими местами выпускников вузов
- внедрить в российскую промышленность инновационные разработки
- развить малый инновационный бизнес в России – основы инновационной экономики
- стимулировать коммерческую составляющую вузов
Дмитрий Греченко, соучредитель предприятия «Di-Viz» («Digital visualization»):
Разумеется, главная цель нашего предприятия – получение максимальной прибыли. Весь заработок будет идти на зарплату сотрудников, развитие материально-технической базы, а также на благотворительные цели - поощрение инициативных и творческих преподавателей и студентов вуза. Охват сразу нескольких направлений деятельности позволит развивать наше предприятие, и избежать банкротства. Но основным направлением работы будет, все-таки, переход к мультимедийному обучению. Ведь это даст значительный выигрыш по времени, а время – самое ценное, что у нас есть.
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) —экономика, основанная на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаётся благодаря интеллекту новаторов и учёных, информационной сфере, а не материальным производством (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитал).
Весьма спорным стал вопрос в отношении помещения для малого предприятия. С одной стороны логично организовывать предприятие на базе вуза, поскольку создается это предприятие им же самим, с другой – госсобственность не может быть передана предприятию, минуя участие в конкурсе. Уже подготовлено соответствующее постановление Правительства, которое позволит малым предприятиям вне конкурса получать такие помещения в бизнес-инкубаторах вузов. А что касается других помещений (не только бизнес-инкубаторов) – ведется работа над поправками в законопроект.