Экспозиция, разместившаяся в ВЦСИ и увенчавшая визит Кирилла Кто в столицу Черноземья, явилась зрелищем скупым, но эксцентричным. В залах центра разместились композиции из старой сеточной кровати с измятым баннером на ней, деревянными спилами, пластиковыми гофрированными трубами, пустой пачкой сигарет и чемоданом поблизости. На стенах - "эпизоды" рекламных баннеров - глаза и лица, в основном. Некоторые даже узнаваемы - как, например, изображение Ани Лорак – очевидно, где- то в Воронеже по маршруту следования художника остался не один пострадавший баннер.
На выставке представлено и документальное видео о пребывании Кирилла в нашем городе: вот он читает лекцию в ВЦСИ, вот путешествует по дворам и свалкам, подбирая «интересные экспонаты», вот с сигаретой в зубах и бутылкой вина выводит на стене гаража строчки из песни «Сплина» про «друга, который не пьет и не курит, а лучше бы пил и курил», вот монтирует выставку...
На стенах в выставочном пространстве много фотографий и надписей: на снимках воронежские дворы с их колоритной «наскальной живописью» последних лет и дряхлеющими отголосками советского прошлого. Концептуально смотрится надпись краской на беленой стене центра: «Ну и что с того, что мы немного «того»?»
Едва ли у кого-то стоит просить ответа на вечно неуместный, но животрепещущий вопрос: «Что художник хотел всем этим сказать?» Больше почувствовать - а не понять - можно, просто «выключив сопротивление» к необычной, анти-академичной эстетике такого искусства, погрузившись в мрачноватую и прямолинейную атмосферу теневой стороны мегаполиса и увидеть, как двигаются ржавые шестеренки его старомодных неисправных часов.
– Две недели я живу в атмосфере мифа о Кирилле. Выставка мне нравится, и я считаю, что Воронеж посетил настоящий художник. Немного пообщавшись с ним, услышав отзывы о его лекции, работе на городских улицах, я убедился, что все его проявления – яркие характеристики художника. Мне очень импонирует такое поведение, и не потому, что мне нужна какая-то эксцентрика, а потому, что сухих интеллектуалов было уже достаточно здесь,– рассказал на открытии выставки директор галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов.
Алексей Юрьевич также поделился с корреспондентом «ГЧ» той информацией, которой располагает о легенде уличного искусства арт-сообщество: авторитетные эксперты отмечают, что общаться с Кириллом сложно, но это не умаляет значимости его творчества. Так, его работу приобрел известный коллекционер Пьер Броше.
– Мне весело здесь, – говорит об экспозиции Алексей Горбунов. – Здесь, конечно, нет литературы, какого-то рассказа. И нельзя спросить художника: «Что вы хотели этим сказать?», и нельзя понять. Художественный смысл здесь можно только почувствовать, ощутить. Если это ваше – вы почувствуете это в пространстве выставки.
Выставка открыта в ВЦСИ (пр. Революции, 29) до 11 мая. Время работы Центра - СР—ВС с 15:00 до 20:00.
Фото Александра Томилина