Быть на одной волне
Тому, как освоиться в обществе ребенок с РАС первоначально учится в семье. И большинство родителей на ранних этапах успешно справляются с этой задачей. Но малыш растет, а вместе с - проблемы: в общении, поведении, обучении. И здесь на помощь приходят специалисты, которые умеют разговаривать на одном языке с ребятами с особыми образовательными потребностями. Индивидуально для каждого подопечного создается комфортная среда.
- Индивидуальный подход – ключевой момент в обучении таких детей – рассказывает директор ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Ольга Недорезова. – Наше учреждение открылось летом 2017 года в рамках реализации региональной программы «Особенный ребенок». Основная задача центра - консультирование родителей, обследование детей и методическое сопровождение образовательных организаций Воронежской области. Мы говорим не только о детях с аутизмом. Это лишь одна из нозологических групп*, а есть и другие. Для всех этих ребят важно наличие доступности образовательной среды (пандусы, широкие проемы), грамотных, подготовленных кадров, оснащения помещений необходимым оборудованием.
Мальчики и девочки с расстройствами аутистического спектра зачисляются в обычные (регулярные) классы, но у каждого из них есть возможность занятий в ресурсном*. Программа подбирается исходя из потребностей ребенка. Подобные объединения уже созданы не только в областном центре, но и в Боброве, Лисках, Калаче, Россоши, Острогожске, Борисоглебске. Обычно ресурсный класс делится на несколько зон – для индивидуальных и групповых занятий, а также для разгрузки. Помимо учителя, здесь работают тьюторы* - «помощники» детей на протяжении всего учебного года. В команду специалистов также входят логопед, дефектолог, психолог.
Необучаемых – нет
- Когда-то существовал термин «необучаемые дети». Теперь у каждого есть право на образование. Вопрос лишь в том, что-то освоит общеобразовательную программу, а кто-то будет учиться социально-бытовым навыкам – рассказывает методист Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Дина Чиркова, курирующая направление инклюзивного образования детей с аутизмом. - Акцент делается на тех уроках, где ребенок реализует свои навыки более успешно, достигает положительных результатов. Процесс обучения идет неравномерно и результаты различаются. Кто-то сразу пытается читать и писать, а кто-то учится застегивать пуговицы, общаться с помощью жестов. Если объединять усилия педагогов и родителей в развитии детей, то прогресс не заставит себя ждать. Например, полгода назад не умел ориентироваться в школе, а сейчас – пожалуйста! Для многих – это настоящий прорыв!
Развеивая мифы
До сих пор существует множество мифов, связанных с аутизмом – от представления, что все люди с РАС гениальны (такое, конечно, не исключено) до страха, что аутизмом можно заразиться, как гриппом. Поэтому просвещению в области инклюзивного образования уделяется пристальное внимание.
«Часто окружающим непонятно, почему особенных ребят постоянно сопровождают? Почему некоторым разрешено сидеть на уроке в наушниках? Это не прихоть и не развлечение, а необходимость. Этих детей отличает особое восприятие мира. Ребенок в наушниках - это значит, что он слышит иначе, более чувствителен к звукам, его может пугать школьный звонок. Чуть позже он привыкнет к нему. - комментирует Ольга Владимировна. - Кого-то беспокоит яркий свет. Кто-то предпочитает уединение. Нам всем надо научиться принимать особенности и предпочтения друг друга. Это большая коллективная работа. И то, что ребенок снимет наушники будет означать победу всей команды».
Родителям порой также требуется поддержка. Здесь помогают общественные организации, созданные людьми, в семье которых растут особые малыши: «АутМама», «Искра Надежды».
- Случается, что родители обычных детей выступают против учебы в их классе особенного ребенка. Но это, опять же – от незнания – делится Дина Чиркова. - За последние два года таких обращений стало меньше, ситуация меняется. Здесь важно грамотно информировать родительское сообщество о преимуществах инклюзивного образования, учиться взаимодействию и взаимопониманию, менять отношение к людям «не таким, как все». Культура не формируется в одночасье. 5 лет назад при слове «аутизм» люди практически крестились. Сегодня мы стали более терпимыми друг к другу. Нам есть к чему стремиться.
В апреле посетители Центра Галереи Чижова могли посетить уникальную экспозицию с пронзительным названием «Жутко громко. Запредельно близко». Фотограф Карина Градусова запечатлела детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в повседневной жизни. На снимках ребята играют, отдыхают, учатся – словом, ведут себя привычным образом. Но их мечта – выйти из тени безразличия. Фото показывают, как малыши усердно побеждают недуг. Делают понятнее их мышление и распорядок жизни. Учат зрителей сопереживать. Став участниками проекта, ребята надеются приобрести друзей… Чуть более восприимчивые, чуть менее общительные – все они разные, но с такими же правами на счастливое детство.
Окружить заботой
На протяжении многих десятилетий в нашей стране детям с нарушениями в развитии предлагалось пребывание в специализированных учреждениях. Такой подход в настоящее время подвергается серьезной критике. Сегодня социализация детей с аутизмом — многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, включающий в себя основные нормы человеческих отношений. И здесь важно, какое окружение будет рядом с особенным человеком, примет ли оно его таким, какой он есть.
Налаживание взаимодействия институтов социальной работы, здравоохранения и образования, деятельность которых направлена на формирование нормальной жизнедеятельности людей с особенностями здоровья - одно из важных направлений работы депутата Государственной Думы от Воронежской области Сергея Чижова. Постепенно отношение общества к проблемам людей с РАС меняется в сторону гуманности. Во многом этому способствует проводимая в жизнь государственная политика. Сегодня соотечественники с подобным диагнозом могут свободно посещать учебные заведения, кинотеатры, библиотеки, кафе, магазины и не испытывать дискомфорта – помогает повсеместно внедряемое техническое оснащение. Помимо этого в стране действует комплексная система социальной защиты, и она регулярно совершенствуется. Увеличивается финансирование расходов на социальную сферу. Так, в федеральном бюджете страны на трехлетний период в первую очередь учтены планы повышения качества жизни людей, в том числе и с особенностями здоровья. На Воронежскую область из федерального бюджета на эти цели предусмотрено на текущий год порядка 26,5 миллиардов рублей. Из них: здравоохранение - 7,4 миллиарда рублей, образование - 3,3 миллиарда рублей, городская среда – 749,4 миллиона рублей, социальная защита - 1,7 миллиарда рублей, поддержка семьи - 6,8 миллиарда рублей.