Права потребителей урегулированы Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Правило не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Просьба с досудебной претензией является правом, а не обязанностью потребителя.
Впрочем, такой порядок может быть установлен в определенных положениях, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Например, претензия обязательно подается по договорам об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом.
Вместе с тем, потребителю необходимо направлять претензию, если будет заявлено требование об изменении или расторжении договора.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите прав потребителей установлены только сроки, в течение которых должны быть удовлетворены требования потребителя.
Если вы направили претензию, исполнитель (продавец) должен совершить в определенный срок конкретные действия, чтобы удовлетворить ваши требования.
В частности, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы. А также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.