Йеспер Ла Кур Андерсен поделился с горожанами секретами рассказывания историй
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Йеспер Ла Кур Андерсен поделился с горожанами секретами рассказывания историй

13 ноября 2014 / просмотров – 1594
Культура

11 ноября в рамках фестиваля «Большая перемена» с воронежцами встретился Йеспер Ла Кур Андерсен, основатель театра Telling в Дании, создатель спектакля «Беовульф», который был показан на сцене Театра юного зрителя. Мастер сторителлинга рассказал о начале своего творческого пути, а также о том, как он работает над своими постановками.

Гастрольный театр и кресла, привинченные к полу
После показа «Беовульфа» 10 ноября публика не расходилась довольно долго. Многим хотелось хоть парой слов перекинуться со сказочником. В благодарность за чудесную историю поклонники даже подарили ему торт. 11 ноября воронежцы, пришедшие на встречу с Андерсеном, устроили бурные овации, как только он вошел в аудиторию.

До обращения к жанру сторителлинга Йеспер Ла Кур Андерсен играл в различных спектаклях, как в авангардных, так и в классических. Telling появился в 1996 году, причем это не стационарный театр, а гастрольный. Сказочник объехал весь мир, рассказывая истории. Ему приходилось выступать как на больших, так и на совсем маленьких площадках, например, на кухне, куда набилось 17 детей. Артист может подстроиться под любое место, создать соответствующую атмосферу где угодно. Однако для рассказчика важно правильно рассадить зрителей. Оптимально, когда зрительские места расположены полукругом или друг напротив друга, что позволяет публике видеть лица других людей, считывать их реакцию. Говоря об этом, Андерсен, который имеет значительный опыт гастролирования по России, посетовал, что в нашей стране кресла часто привинчены к полу, что делает невозможным перестановку.

История = рассказчик + публика
Постановка «Беовульф», привезенная в Воронеж, является самой длинной историей, рассказываемой Андерсеном. Она была показана около 700 раз в 14 странах мира. Всего у сказочника порядка девяти историй. Для сравнения в репертуаре некоторых рассказчиков их число достигает двух тысяч. Андерсен не гонится за количеством, каждую историю он стремится обогатить своим опытом и переживаниями. И если в его повествовании герой живет в горах, то он, дабы сделать свой рассказ живым, пойдет в горы, чтобы все увидеть воочию.

Каков же метод Андерсена? Коротко его можно описать как медитация с историей. Сказочник читает текст, затем пытается несколько раз воспроизвести его для самого себя. И даже если он что-нибудь забывает, то все равно больше не заглядывает в книжку, а по-своему дополняет историю. В этом и есть прелесть сторителлинга: в четком отличии передачи информации человеком и книгой. Когда появляется результат, Андерсен переходит к следующему этапу – работе с аудиторией. Как правило, в таких случаях он отправляется в школы, где рассказывает новую историю и изучает реакцию публики, что вдохновляет его на дальнейшую работу. В итоге Андерсен настолько сживается с материалом, что может позволить аудитории вести себя. Например, в ходе «Беовульфа» он неоднократно обращался к воронежским зрителям за советом, что же ему делать в той или иной ситуации, и, разумеется, тут же воплощал предложенные идеи. Получается, что рассказчик творит историю в конкретный момент времени, и слушатели также в какой-то степени являются сотворцами. От их реакции зависит, как будет разворачиваться сюжет. Именно поэтому каждое выступление Андерсена не похоже на предыдущие.

По мнению Андерсена, у каждого человека должна быть хотя бы одна история, может быть, прочитанная или кем-то ему рассказанная, а может быть из личного опыта, та история, которой он мог бы увлечь слушателя.

Фото Александра Томилина

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели