Зачем малому бизнесу корпоративная культура?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Зачем малому бизнесу корпоративная культура?

27 апреля 2012 / просмотров – 3739
Экономика
Одним сотрудникам нравятся корпоративы, которые превращаются в обычные попойки. Другие ждут – не дождутся, когда в конце месяца им выпишут премию за «некурение». А третьи готовы участвовать во всем, что происходит вокруг – особенно с 9.00 до 18.00. Что заставляет людей эффективно работать в фирмах-«малышах», а не переходить в другие – к конкурентам? Что связывает сотрудников в малом бизнесе, помимо работы?
Культура «как надо»
Считается, что в Россию корпоративная культура пришла из США, и ее «автором-прародителем» является известный предприниматель Генри Форд. На его заводах работали десятки тысяч человек, но кого бы он ни увидел, с кем бы ни встретился, старался запомнить имя этого человека. Мало того, он всегда интересовался, как живет его рабочий, причем для Форда было не важно, какую должность занимает сотрудник. Известно, что бизнесмен здоровался со всеми за руку и считал это знаком особого доверия. Он был убежден: благодаря такому вниманию подчиненные относились к нему, как к руководителю, лучше – а значит, работали продуктивнее и эффективнее, чего автомобильный магнат, собственно, и добивался.
Все, что сегодня происходит в российских компаниях, как под копирку взято с Запада. «Во многих организациях корпоративная культура часто существует потому что «так надо», «потому что есть у других», и ей не придается большого значения, как, допустим, в США или Европе, – отмечает бизнес-консультант, эксперт рубрики Аркадий Слуднов. – Там это – своего рода философия».

Корпоратив и большое заблуждение
Как понимают корпоративную культуру в российских организациях? Часто это понятие подменяется. «Обычные корпоративы, которые регулярно устраиваются по различным праздникам, становятся традицией. Тогда руководители считают, что это и есть корпоративная культура, больше ничего в этом отношении делать не нужно – и это большое заблуждение», – объясняет эксперт рубрики.
Формирование такой культуры – процесс трудоемкий: он требует немало усилий, знаний, времени и денег. Однако когда все сделано правильно, то в компании меняется буквально все: поведение сотрудников, и их взаимоотношения между собой, их отношения к руководителю, работе, коллективу, результату, на который все работают. «Повышается производительность труда, снижается текучесть кадров и, главное, развивается бизнес», – уверен Слуднов.
Корпоративная культура повышает производительность труда, снижает текучесть кадров и, главное, развивает бизнес
Корпоративная культура, по мнению бизнес-консультанта, не может складываться из одного параметра: это и уют в офисе, и элементы корпоративной символики, окружающие сотрудников, и их внешний вид, и морально-этические нормы, и язык общения – например, допустимо ли использование кличек или ненормативной лексики. «Сюда же относится издание корпоративной газеты, где рассказывается не только об успехах организации, но и тех, кто в ней работает, – рассказывает Аркадий Владиславович. – Это может быть даже гимн, в создании которого принимают участие сотрудники». Другой вопрос, нужно ли создавать корпоративную культуру в малом бизнесе – например, в компании, где трудятся всего несколько человек?

Не менеджментом единым
Глупо говорить о корпоративной культуре, если в фирме насчитывается всего 3–5 человек – например, в цветочном павильоне. Хотя некоторые элементы также можно использовать: разработать требования к внешнему виду продавцов и одеть их в форменную одежду. Или же создать уют внутри такого павильона, чтобы он не был похож на сарай, как это часто бывает. Как вариант – поздравлять немногочисленных сотрудников с праздниками – обязательно с Днем рождения, с 8 Марта, 23 февраля, Новым годом. «Однако владельцы малого бизнеса не придают этому никакого значения, как будто не персонал зарабатывает для компании деньги, производит и продает продукцию, – констатирует Аркадий Слуднов. – А ведь работа с людьми является не менее важной, чем, собственно, менеджмент».

Стихийно или осознанно?
Еще один нюанс, который не стоит упускать из вида. Есть большая разница, как формируется и развивается корпоративная культура. «Если руководитель устанавливает правила только для сотрудников, но игнорирует их сам, то о какой корпоративной культуре, командном духе может идти речь? Ведь коллектив всегда в значительной степени копирует поведение шефа: если тот в разговоре с клиентами фамильярничает, позволяет себе грубости, то также будут поступать и его подчиненные, – отмечает эксперт. – Грубо говоря, корпоративная культура «для галочки», которая к тому же развивается стихийно, не принесет ожидаемого эффекта: не повысит эффективность труда и не повлияет на лояльность сотрудников».
Если корпоративная культура формируется осознанно, именно таким компаниям удается привлекать и удерживать лучших сотрудников, добиваться продуктивных результатов в работе. И именно такие фирмы ждет большое будущее.
Термин «корпоративная культура» впервые был сформулирован в XIX веке. Тогда им обозначался некий свод официальных и негласных правил для офицеров: от тонкостей исполнения воинского устава до правил вызова на дуэль.
Несмотря на актуальность темы корпоративной культуры и ее очевидную выгодность для компаний, лишь малое количество отечественных предприятий занимаются этим вопросом вплотную. Так, по данным различных исследовательских и аналитических агентств, только 10–15 % российских компаний занимаются формированием корпоративной культуры и имеют в своем составе специализированные департаменты.
Каждый вечер 95 % всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача – создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно.
Джеймс Гуднайт, американский бизнесмен, основатель и руководитель компании SAS. В 2010 году журнал «Fortune» признал SAS «лучшим работодателем» в мире
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону в редакции 239-09-68 или по электронной почте sunnyreflective@gmail.com.
Татьяна Кирьянова
239-09-68
kiryanova.tanya@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели