Зачем отправлять на стажировку сотрудников, занятых в малом бизнесе?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Зачем отправлять на стажировку сотрудников, занятых в малом бизнесе?

26 июня 2012 / просмотров – 1852
Экономика
Одни владельцы небольших компаний не имеют средств, чтобы отправить своих сотрудников на стажировку или курсы повышения квалификации. Другие просто не хотят вкладывать деньги в людей, которые рано или поздно найдут другую работу. Третьи считают это не столь важным, как, например, увеличение продаж и прибыли. Нужно ли обучение и кому оно требуется больше в малом бизнесе – его владельцу или персоналу?
Стажировка - не наказание
Часто бывает, что сотрудники, которых отправляют в другой город, организацию или специализированный центр, чтобы повысить их профессиональный уровень, жалуются: это каторга, некая повинность, пустая трата времени. Другие, у которых такой возможности просто нет или не бывает, наоборот, настаивают: нужно учиться и непременно за счет фирмы. Бизнес-консультант, эксперт рубрики Аркадий Слуднов уверен: «И владелец компании, и ее сотрудники должны понимать, какое значение имеет обучение и, самое главное, понимать, что оно им необходимо, – говорит он.
Чем лучше будет подготовлен персонал, тем легче он будет справляться со сложными производственными задачами и тем больше будет эффективность работы
– Важно, чтобы предстоящая стажировка или курсы повышения квалификации не воспринимались как суровое наказание за плохую работу. Это, в первую очередь, необходимость пополнять свои знания и навыки, ведь чем лучше будет подготовлен персонал, тем легче он будет справляться со сложными производственными задачами и тем больше будет отдача».
Обучение сотрудников способно принести пользу даже в том случае, если бизнесмен и без того удовлетворен эффективностью работы своей компании. В бизнесе нельзя добиться успеха, топчась на месте: необходимо искать новые возможности для развития и своевременно приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Обучение без отрыва от производства
Малому бизнесу трудно рассчитывать на обучение в специализированном центре или школу. Поэтому вариант, к которому склоняются предприниматели, – это повышение квалификации собственными силами. Это дешевле и происходит без отрыва от производства. «Допустим, в отдел продаж пришел новый сотрудник. Обучить его некоторым эффективным торговым приемам может коллега с опытом, и для этого не обязательно за большие деньги приглашать гуру», – приводит пример бизнес-консультант.

За помощью – к профессионалам
Может случиться, что опытный коллега не в состоянии научить сотрудников всему, что требуется. Тогда понадобится помощь профессионалов. «Прежде чем договариваться с учебным центром или консультационным агентством, нужно продумать, каких знаний, навыков или подготовки не хватает персоналу, и лишь после этого подбирать стажировку или курс, – предлагает эксперт Слуднов. – Да, это тоже деньги, но у владельца небольшой компании будет возможность отправлять сотрудников на обучение не группами, а персонально».
Можно ли обойтись без обучения? Только в том случае, если быть уверенным, что не персонал является одним из крупнейших активов в бизнесе, а это ошибка.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Евгений РЕЗВОВ, предприниматель, работающий в сфере продажи электрооборудования:
– Еще несколько лет назад в моей компании была такая практика, когда своим лучшим сотрудникам я оплачивал обучение. Такая позиция у меня сформировалась еще во времена, когда я сам работал «на дядю». Да, люди стремятся к саморазвитию, читают умные книги, но практика дает больше, чем теория. Это можно сравнить, например, с нами, бизнесменами: тот, кто вел бизнес 1–2 года, никогда не даст дельных советов, как поступить в той или иной ситуации. Другое дело, если спросить об этом человека с опытом, прошедшего «огонь, воду и медные трубы»... Однако мое мнение о стажировках и повышений квалификации резко изменилось: мне пришлось от них отказаться. Дело в том, что сотрудники, которые прошли обучение за мой счет, устроились на работу в другие компании – к конкурентам. Тогда я задал себе вопрос: я учу персонал, а что получаю взамен? Пустая трата времени и, главное, денег – и никакой эффективности!
Аркадий СЛУДНОВ, бизнес-консультант:
– Никогда не нужно забывать: хорошо обученный персонал – самый ценный актив. Поэтому любой предприниматель – только начинающий свой бизнес или уже имеющий определенный опыт – должен иметь квалифицированные кадры, причем независимо от масштабов своей деятельности. И в данном случае неважно, сколько человек работает в компании – 50, 550 или 3000. Некомпетентность сотрудников может отразиться не только на прибыли, но и на развитии фирмы в целом. Поэтому обучение своих специалистов – это не только возможность расширять знания, умения и навыки, чтобы они использовали их на полную мощь, но и возможность двигаться компании в том направлении, которое задано руководителем. Весь вопрос – в деньгах: сколько средств владелец бизнеса готов потратить на обучение? Конечно, речь не идет о том, что это должны быть очень внушительные суммы, но то, что они должны выделяться хотя бы раз в квартал или полгода, – это факт.
Российские компании МСБ тратят на обучение сотрудников немного, как показывают результаты исследования консалтинговой фирмы Axes Monitoring. И, возможно, напрасно: между затратами на обучение и эффективностью сотрудников есть очевидная связь. При этом, как отмечают исследователи, успешные фирмы тратят на стажировки и курсы повышения квалификации больше, чем неуспешные. Но нельзя исключать, что они просто могут себе это позволить.
Термин «секондмент» все чаще употребляется в кругах HR-менеджмента. В переводе с английского, это стажировка персонала в других бизнес-структурах своей компании или в других компаниях. Самый минимум, что дает секондмент – это повышение квалификации сотрудников, причем не затратное для компании. Не принципиально, делается ли это с помощью сторонней организации, или своими силами внутри собственной фирмы.
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону в редакции 239-09-68 или по электронной почте sunnyreflective@gmail.com
Татьяна Кирьянова
239-09-68
kiryanova.tanya@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели