– Что привело Вас в поисковый отряд?
– У меня двое маленьких племянников, и желание защитить их стало основным мотивом. Прочитав массу сообщений о пропаже малышей, я решил выйти на представителей данной организации. И теперь, вот уже на протяжении семи месяцев, совмещаю добровольческую деятельность с основной работой.
Даже затрудняюсь сказать, где мне приходится труднее. Волонтерство в отряде тяжело дается в психологическом плане: каждый раз я боюсь, что мы не найдем ребенка живым. У нас был такой случай совсем недавно: Катю Череповецкую после долгих поисков нашли мертвой. Что я тогда пережил, словами передать невозможно! Даже сейчас, вспоминая об этой утрате, не могу сдержать слез.
– Как происходит набор добровольцев: они, подобно Вам, сами выражают желание участвовать в этой работе или приходится «рекламировать» волонтерскую деятельность?
– Люди приходят к нам сами. У нас есть группы во всех социальных сетях, и мы всегда открыты для общения. Ежедневно нам пишут желающие помочь в проведении поисковых операций. Также мы проводим различные мероприятия, где рассказываем о деятельности отряда. Так, 25 мая в Международный День пропавших детей в рамках просветительской акции нам удалось привлечь несколько добровольцев.
В основном в наших рядах – те, в чьих семьях воспитываются маленькие дети. Помогая найти чужого ребенка, они анализирую причины трагедии и в каком-то смысле оберегают своих близких: задумываются о том, правильно ли подходят к воспитанию подрастающего поколения, достаточно ли общаются со своими детьми и пожилыми родственниками.
– Нужны ли какие-то особенные навыки для того, чтобы стать волонтером «Поиска пропавших детей»?
– Нет, для этого достаточно заполнить анкету на нашем сайте или в официальной группе в социальной сети. В ней кандидат должен указать свои персональные данные и мотивы, почему он хочет работать с нами. Далее необходимо пройти «полевую подготовку» на базе нашего отряда: мы помогаем каждому волонтеру выработать базовые навыки в области спортивного туризма, в том числе учим ориентироваться на местности. Это очень важно. Прочесывая местность, мы нередко осматриваем руины зданий и даже забираемся в лесную чащу.
– Расскажите подробнее о «технологии» поиска детей?
– Получив сообщение о пропаже человека мы, прежде всего, выясняем у родителей время, место и другие обстоятельства произошедшего. В отличие от правоохранительных органов, мы не устанавливаем сроков, по истечении которых можем включиться в поиски. Например, был случай, когда женщина обратилась с просьбой о помощи всего лишь через несколько часов после исчезновения несовершеннолетнего. Наши добровольцы не отказали ей в помощи, и в тот же день вернули ребенка в семью: оказалось мальчик поссорился с мамой и целый день бесцельно бродил по городу.
Если же прошло более суток, мы привлекаем к поискам полицию. Сотрудники МВД всегда помогают нам: составляют ориентировки, предоставляют свои ресурсы. После этого наши волонтеры – 55 «штатных» поисковиков и сотни добровольцев из соцсетей – начинают действовать. Мы расклеиваем объявления, опрашиваем возможных очевидцев, проводим работу в интернете – связываемся со знакомыми и друзьями несовершеннолетнего, чтобы узнать дополнительную информацию о нем. При этом мы стараемся охватывать не только город, но и область. Например, неделю назад наши добровольцы вели поисковые работы в Нововоронеже.
– Из-за чего дети пропадают чаще всего?
– Совсем юные воронежцы, как правило, становятся «жертвами» своих же родителей: конфликтующие между собой взрослые могут довести ситуацию до абсурда, «выкрадывая» ребенка друг у друга. В большинстве же случаев дети уходят из дома сами, в основном, по причинам психологического характера. Ссора с родителями или друзьями, проблемы в школе, любовные перипетии – поводом для побега может стать что угодно! Так, подростки особенно часто пропадают в периоды экзаменов. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов влияние дурных компаний и криминал. Похищения с целью выкупа совершаются достаточно редко, но все же, имеют место.
В целом, мне хотелось бы посоветовать родителям сглаживать возникающие с чадом конфликты, и обязательно интересоваться его жизнью: с кем общается ребенок, не испытывает ли он затруднений в учебе.