От жизни земной – к вечной
Как отмечает настоятель Ново-Нямецкого монастыря, архимандрит Паисий, Вознесение Господне олицетворяет собой завершающее событие в деле спасения человечества воплотившимся Богом. Своим Воскресением Спаситель «смертью смерть попрал и сущим во гробах жизнь даровал», а Вознесением – открыл верующим путь в Царство Небесное, куда до этого не восходил никто из людей (Подробнее о смысле праздника Вознесения можно прочитать в прошлом выпуске – «ГЧ» № 19 от 16 мая).
Православные праздники объединяют всех верующих вне зависимости от состояния здоровья, социального положения или достатка. Поэтому на торжественных литургиях в святой обители присутствуют не только насельники монастыря, паломники и прихожане, но и первые лица Приднестровья. После богослужения все они встречаются за общим праздничным столом.
Преемник богатых традиций
Свои корни Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь берет от Нямецкой Лавры, находившейся на территории Молдовы (ныне Румынии). В середине XIX века правительство приняло решение подчинить Молдавскую Православную церковь госаппарату. Земли, имения и прочее имущество храмов и монастырей перешло государству, был разорен и крупный религиозно-нравственный, просветительский центр страны, которым являлась Нямецкая Лавра. Не примирившись с новыми порядками, многие иноки бежали из стен обители в соседнюю Бессарабию, которая входила в состав Российской империи. Поскольку там находились земли, принадлежащие Лавре, священнослужители добивались разрешения Святейшего Синода Русской Православной церкви, а также самого императора Александра II на основание новой обители. Так, благодаря стараниям иеромонаха Феофана, который управлял имениями Лавры в Бессарабии, и бежавшего из Молдавы духовника Лавры иеросхимонаха Андроника в 1864 году началась история Ново-Нямецкого монастыря в селе Кицканы.
Благоустройство обители велось постепенно. Первым начали строить Вознесенский собор в 1867 году, затем в 1886-ом появилась трапезная церковь – Крестовоздвиженский храм. Чуть позже была отремонтирована Никольская церковь, завещанная монастырю одним из жителей села, построившего ее в 1834 году. Уже в начале XX века храмовый ансамбль был дополнен Успенской церковью и колокольней. На территории монастыря также были построены кельи для братии, гостиницы для паломников и библиотека. Однако наступивший период богоборчества в Советском Союзе принес инокам новое испытание: в 1962 году обитель была закрыта, в зданиях разместилась туберкулезная больница, в храмах – склады, а колокольню приспособили под музей боевой славы.
«Такая судьба, в частности, постигла Свято-Вознесенский собор, в котором хранили медикаменты, – поясняет архимандрит Паисий. – К счастью, внутренние настенные росписи были сохранены. Поэтому в 1990 году, когда монастырь был вновь открыт, и храм начали ремонтировать, фрески удалось быстро восстановить. На сегодняшний день собор является летней церковью монастырского комплекса. В теплое время года, начиная с праздника Пасхи и до Дня памяти преподобного Паисия (Величковского) – 28 ноября, ежедневные службы совершаются именно здесь. Восстановление и ремонт других построек, а также благоустройство территории продолжается по сегодняшний день».
Центр духовного просвещения
Посетить Ново-Нямецкий монастырь стремятся многие верующие и просто путешественники из стран Европы и постсоветского пространства, и не удивительно, православная обитель – одна из главных культурных достопримечательностей Приднестровья. К тому же, захватывающий вид на долину Днестра, который открывается с самой высокой колокольни региона, не может оставить никого равнодушным.
Между тем, в стены обители православных верующих, прежде всего, влечет возможность найти сострадание, получить духовную поддержку, совет или наставление священнослужителя.
«Каждый день монастырь принимает паломников: взрослых и детей. Кроме того, к нам приходят обездоленные, нищие, инвалиды и просто люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию и ищущие помощи, – говорит архимандрит Паисий. – По возможности мы стараемся их окормить*, выслушать, накормить, одеть и направить на путь истинный».
Ново-Нямецкий монастырь также известен своей культурно-просветительской деятельностью. Богатая библиотека, в которой хранятся древние рукописи, заинтересовывает не только представителей духовенства, но и ученых историков. Помимо этого, в святой обители работает музей, в экспозиции которого вошли старинные иконы, кресты, облачения, а также исторические снимки и книги. Монастырь также помогает верующим приобщиться к христианской культуре, больше узнать о Православном учении – для взрослых и детей действуют воскресные школы.
Посещая Приднестровье с рабочими визитами, депутат Государственной Думы Сергей Чижов, который в том числе защищает интересы соотечественников, проживающих в ПМР, в своем плотном графике находит время не только для деловых встреч и общения с избирателями, но и для духовного просвещения. Так, парламентарий неоднократно бывал в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком монастыре.
«Внутренний мир здесь создает атмосферу умиротворения и созерцания, а монастырский двор располагает к прогулкам и беседам с настоятелем – отцом Паисием, – отмечает Сергей Чижов. – Восстановление православных святынь подобных Ново-Нямецкому монастырю, поддержка Церкви – дело всенародное, и я как православный христианин, помимо решения задач на государственном уровне, лично принимаю участие в этом благом деле. Твердо убежден, что оберегая истинные христианские ценности, мы вносим значимый вклад в духовно-нравственное преображение общества!».
*Окормление – наставление духовного лица мирянину, ведение его духовным путем.