Дизайн – это инженерия
Дмитрий Провоторов уверен: графический дизайн – это проектирование, изобретательство для решения задач, а не оформление и раскрашивание. Это инженерия, которая ищет рациональные решения для задач вроде «как сделать такой плакат, чтобы люди пришли на событие?» или «как сделать удобный пользователю и в то же время удивительный для него сайт?».
Особенно актуален графический дизайн стал с появлением новых, интерактивных медиа –сайтов, блогов, распространяющих информацию в интернете. Тренд лектор определил как актуальное решение конкретной задачи, выполненное в духе современности, модное. При этом оно остается временным – в через какое-то время тренд умрет. Может быть, даже завтра.
8 тенденций + две «вишенки на торт»
Дмитрий рассказал о нескольких актуальных тенденциях в графическом дизайне новых медиа.
Первая – пиктографика, то есть использование пиктограмм, лаконичных иконок, обозначающих кнопки меню (иконка «сэндвич»), поиска («лупа») и другие функции. Большая тенденция, включающая пиктографику – минимализм, стремление к краткости сообщения, к соответствию убыстряющемуся темпу жизни. «Так блоги стали твиттером, а некоторые и вовсе предпочитают просто выкладывать фото в инстаграмм», – комментирует Дмитрий.
Вторая – типографика, «искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению» (Стенли Морисон дал такое определение еще в 1929 году).
– Правила и рамки типографики оставляют возможность быть креативщиком, – говорит Дмитрий и приводит в пример сайт «Smart news», разработку агентства.
Третья тенденция – флэт дизайн, то есть плоский. Это значит, что изображение клавиатуры на экранах сенсорных устройств больше не изображают выпуклой, похожей на «настоящую».
– Люди уже научились коммуницировать с устройством, им не нужно показывать, где, собственно кнопка. И можно растягивать интерфейс, не перерисовывая графики. Это тоже относится к тенденции минимализма, – комментирует лектор.
Четвертая – mobile-влияние, то есть влияние устройств. Кнопки становятся большими, и кликнуть можно почти на все.
Пятая – использование видео. Шестая, противоположная тенденции минимализма, но тоже актуальная – лонгриды. Это длинные тексты, развернутые статьи на одной странице – такие встречаются на ленте.ру и других информационных ресурсах.
– У людей появилась потребность в глубоком погружении в тему, широком образовательным контексте. А интернет большинством дает весьма поверхностную информацию. И это исправляют такие обширные материалы в СМИ и других информационных ресурсах. Кроме того, люди уже понимают, что сайты можно и нужно «скроллить», – пояснил Дмитрий.
Седьмая тенденция – гиперлокализация. Сайты стремятся «занишеваться» в узкой аудитории. Пример – сегментация по тематике и соответствующей аудитории и «дочерние» проекты прежде единого журнала для модников «Look at me».
Восьмая тенденция – краудфандинг, привлечение средств на проект через свободные пожертвования-вложения. За примером не надо далеко ходить – не так давно через платформу Boomstarter был проведен успешный сбор средств на верстку и печать «Воронежской азбуки» от Александра Флоренского.
– Это касается и медиа – так было с телеканалом «Дождь», когда им закрыли путь на кабельное телевидение, – приводит пример Дмитрий Провоторов.
Кроме того, лектор отметил, что есть две идеи, которые еще не стали тенденциями, но ему очень хотелось бы, чтобы это случилось. Это сближение дизайна с одной стороны с наукой (математикой, физикой), а с другой – с искусством.
Предугадывать и генерировать
В заключение лекции Дмитрий дал несколько советов тем, кто хочет предугадывать и генерировать тенденции.
– Важна «насмотренность» – путешествуйте, смотрите и читайте красивые книги, общайтесь с профессионалами. Кроме того, изучайте историю – народов, искусств. Это даст понимание механизма рождения тенденций в прошлом. Погружайтесь в современные технологии и изучайте их – важно знать свои возможности. И помните про синергию в команде и нацеленность на результат, – подытожил лектор.