Дом как бы есть, и его как бы нет
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Дом как бы есть, и его как бы нет

6 декабря 2012 / просмотров – 2493
Экономика
Нравится ли это или нет, но оформлением документов рано или поздно приходится заниматься практически каждому, особенно когда речь заходит о сделках с недвижимостью. И если на этом пути возникают трудности, то некий документ, скажем, кадастровый паспорт на объект капитального строительства, казавшийся формальностью, становится жизненно необходимым.

Причины…
Кадастровый паспорт был упомянут не случайно: он станет главным героем нашего повествования. Этот документ представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте. Он изготавливается на основе технического паспорта, содержит некие характеристики объекта (в нашем случае жилья) – площадь, год постройки, планировка и так далее.
То, что функция изготовления кадастровых паспортов на объекты капитального строительства (ОКС) с 1 сентября текущего года перешла от бюро технической инвентаризации (БТИ) к Кадастровой палате, уже не новость. Не удивить искушенного читателя и тем, что архивы БТИ предварительно должны были быть оцифрованы, а сама Кадастровая палата еще в первом полугодии 2012 года перешла к централизованному ведению госкадастра. Это значит, что центр принятия решений о постановке объектов на учет сконцентрировался исключительно в Воронеже. Зато интересным может показаться то, к чему привела совокупность упомянутых причин.
…и следствие
А следствием явилось то, что в ряде случаев совершение сделок купли-продажи недвижимости стало невозможным, к примеру, когда речь идет о домах, построенных с долевым участием, и квартир, покупка которых предполагается с использованием кредитных средств. И в том, и в другом случае необходим кадастровый паспорт, в частности, для предъявления в банк. А получить документ оказывается проблематично: БТИ уже не уполномочено этим заниматься, а филиал Кадастровой палаты еще не получил необходимых данных в цифровом формате.
Жизненно
С такой ситуацией столкнулся житель города Лиски Николай Сиваков, который с сентября пытается продать свою квартиру:
– На заявление об изготовлении кадастрового паспорта, которое было отправлено в Воронеж в Кадастровую палату, пришел отказ, – объясняет Николай Александрович. – Причина в том, что у них там не оказалось данных на это строение. По нежилым помещениям на 1-м этаже (магазины, отделение банка) информация есть, а по квартирам – нет. И такая ситуация, вроде бы, не только по нашему дому. Я знаю, что когда в 2006 году я эту квартиру покупал, в БТИ сведения о ней были. Сейчас эту информацию надо обработать и отправить в Воронеж. Когда это будет сделано – неизвестно. В связи с неразберихой с документами дело затягивается. Я же хочу квартиру продать и приобрести дом или его часть, у меня был отличный вариант. Но купить я не смог, потому что люди не хотели ждать. Боюсь, что и у моего потенциального покупателя закончится разрешение на ипотеку, и я опять останусь ни с чем.

Проблема как будто бы ясна и в то же время совсем непонятна. Неужели опять хотели как лучше, а получилось как всегда? За разъяснениями «ГЧ» обратилась к директору филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области Игорю Маслову.

– Игорь Викторович, какие изменения претерпел порядок работы вашего ведомства? Какие результаты достигнуты, какие проблемы приходится решать?
– Если говорить о том, почему кадастровый учет принял централизованную форму, то это один из этапов реформирования системы. Централизованный учет позволяет сократить время рассмотрения документов и количество обращений в разные окна. Например, у нас можно подать бумаги в любом районе области и Воронежа вне зависимости от того, где находится объект, подлежащий постановке на кадастровый учет. Это один из существенных плюсов централизации.
Второй момент – переход на учет ОКС. Закон четко определяет перечень документов, на основании которых мы можем внести сведения об объекте в государственный кадастр недвижимости и срок, в который мы должны выдать эту информацию, – 5 дней. Но может так получиться, что человек обращается за сведениями об объекте как о ранее учтенном, а их у нас просто нет, не передали еще из БТИ. Мы должны успеть запросить, получить и провести кадастровую процедуру, учесть объект как ранее учтенный, выдать документы. Когда мы начали эту работу, мы просто технически не укладывались в 5 дней и стали предлагать иные формы подачи заявлений, одна из них – в порядке закона о рассмотрении жалоб и обращений граждан (там срок уже 30 дней). Условно: прошу дать ответ, есть ли такой-то объект в базе данных ГКН. Мы это заявление принимаем, обращаемся в органы БТИ, учитываем, извещаем об этом гражданина, а дальше – по стандартной схеме. Это чуть длиннее, но понятней для человека: что от него хотят и что он получит на выходе.
– А что Вы можете сказать о случае в Лисках? Часто ли приходится сталкиваться с подобным?
– Такие случаи типичны. Речь идет о выдаче кадастрового паспорта на квартиру, когда дом как материнский объект не находится в базе данных ГКН. Это как раз то, о чем я говорил. Техническая документация есть – ее не может не быть в принципе. При сдаче нового здания в эксплуатацию готовится технический паспорт на весь дом. Если это старое жилье, то сведения в БТИ уже есть. Эта непонятная подковерная возня, нежелание в отдельных районах отдельных сотрудников органов технической инвентаризации конструктивно работать, разъяснять гражданам, что происходит, приводит к таким вот результатам. Проще сказать – идите в Кадастровую палату, это теперь не наш вопрос, мы вам ничего не должны. Это неправильно, такого быть не должно, а подобные вещи, к сожалению, встречаются, но носят местечковый характер. Со стороны руководства органов технической инвентаризации нет никакого недопонимания, у нас абсолютно ровные отношения как с федеральным БТИ, так и с областным.
– Вы упомянули, что при сдаче нового дома техническая документация готовится в обязательном порядке. Но ведь проблемы с оформлением кадастровых паспортов возникают и у дольщиков в новостройках и именно по причине отсутствия соответствующих исходных сведений. Идут разговоры о том, что застройщик не желает заниматься оформлением и оцифровкой документов и перекладывает этот груз на плечи граждан-собственников, а Кадастровой палате все равно, кто будет к ним обращаться.
– Кадастровой палате не все равно. Для меня лично между проблемами обманутых дольщиков и не изготовленными техническими паспортами на сданный объект нет никакой разницы. Каждый должен до конца исполнить свои обязательства: если ты построил дом, продал людям квартиры, ты обязан предоставить весь необходимый пакет документов. Почему одни застройщики исполняют это требование, а другие нет? Потому что одни социально ориентированы и их руководство знает, что такое ответственность, думает о согражданах? Я думаю, да, и это – правильное отношение к делу.
– А законодательно этот момент как-то регулируется?
– Да, законодательное регулирование там сеть: обязан передать весь пакет документов. Чтобы поставить объект недвижимости на учет, необходим технический план. И он наверняка есть: я уже говорил, что он обязательно готовится при сдаче дома в эксплуатацию.    
– Действительно ли порядок оформления документов снова может измениться? Какие изменения в порядке работы Вашего ведомства грядут с начала нового года?
– Да, с начала нового года кадастровый паспорт будет изготавливаться на основе технического плана, подготовкой которых будут заниматься кадастровые инженеры. Но самое главное изменение в том, что с января 2013 года в порядке эксперимента филиалу Кадастровой палаты по Воронежской области передаются полномочия по приему-выдаче документов на государственную регистрацию прав и предоставлению информации из единого государственного реестра прав. Эти полномочия переходят к нам от управления Росреестра, который будет осуществлять только государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним. А весь прием переходит к нам. Предусмотрен поэтапный переходный период – до 1 марта.
Эти функции для Кадастровой палаты не новые: они частично были нам переданы еще год назад, когда предполагалось довести уровень приема до 30 %. Сейчас на коллегии Росреестра решили на примере 7 субъектов Российской Федерации, в том числе Воронежской области, посмотреть, как это будет выглядеть, если передать прием Кадастровой палате полностью.
Эти реформы коснуться достаточно широких слоев населения, потому что оборот недвижимости, как показывает статистика, процесс не стагнирующий, а развивающийся. Ежегодно количество обращений растет 10–15%. И, конечно, львиную долю занимают именно граждане. Более того, если смотреть на объем услуг, которые оказываются на базе МФЦ, то 45% занимают услуги Росреестра и Кадастровой палаты. Представляете, какой это объем! И, соответственно, какой должен быть уровень работы специалистов, чтобы весь этот воз потянуть. Но граждане никогда не должны чувствовать это на себе. Рост объема услуг не должен отражаться на их качестве. Какие здесь могут быть подводные камни – только человеческий фактор: готовы ли сотрудники отработать в полном объеме весь механизм. Я уверен, что мы это сделаем. С июля месяца мы проводим дополнительное обучение сотрудников – как наших, так и Росреестра.
– Возвращаясь к проблеме, с которой начался наш разговор, давайте подытожим: что делать человеку, который не знает, куда обращаться, что делать, с чего начинать распутывать этот клубок?
– Если возникают какие-то проблемы, не стоит слушать какие-то сплетни: кто, что и где сказал. Не ходите за хлебом в сапожную лавку. Есть контактный телефон филиала Кадастровой палаты, есть адрес, где сидит руководитель и его заместители, всегда открытые к общению. Если хотите получить быстро и качественно какую-то услугу, обращайтесь туда, где ее предоставляют. Не важно, в Воронеж или в местные органы. Там даже не должны, а обязаны все растолковать. Если этого не произошло, невнимательно отнеслись, грубо поговорили – я обязан об этом знать. Обращайтесь, пишите, но помните, что необходимо четко изложить проблему. Не стоит приходить с вопросами, на которые уже нашли ответы – те, которые вы находите наиболее выгодными для себя. Идите к профессионалам, которые научат, как сделать правильно.

P.S. Пока публикация готовилась к выходу, Николай Сиваков так и не сумел получить кадастровый паспорт на свою квартиру. Однако в деле появились существенные подвижки: местные органы БТИ выдали лискинцу необходимые документы в оцифрованном виде, которые вместе с соответствующим заявлением направлены в Кадастровую палату в Воронеж.Ответ на запрос о предоставлении сведений об объекте как о ранее учтенном будет подготовлен Кадастровой палатой в течение 5 дней в виде кадастрового паспорта.

Ирина Половинко
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели