«Вопрос выбора для нас не стоял»
Когда наш собеседник оказался в стране, охваченной войной, он был уже состоявшимся пилотом. Еще в 1974 году Николай Малышев окончил с отличием Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Затем служил в Брестской области, а после – в ГДР (в составе Западной группы советских войск). В марте 1982-го он вместе с сослуживцами должен был вернуться на Родину, но офицерам предложили отправиться в Демократическую Республику Афганистан, где вовсю шла борьба с исламистскими радикалами-моджахедами. Вскоре начались боевые будни в Кандагаре.
«Собственно, вопрос выбора для нас как таковой не стоял, – поясняет Николай Иванович. – Мы все воспитывались в патриотическом духе и были готовы защищать интересы своего государства в любой точке планеты. Еще в 1979-м каждый из нас написал по рапорту с просьбой направить в ДРА, чтобы помочь дружественному афганскому народу. Мы воспринимали это как интернациональный долг».
Вертолет по прозвищу «Крокодил»
Николай Иванович воевал на Ми-24. Серийный выпуск этого ударного вертолета, который в армии за хищный облик прозвали «Крокодилом», начался в 1971 году. Сейчас он в числе самых узнаваемых отечественных военных «брендов».* Спектр применения мощной винтокрылой машины широк – охрана и оборона аэродромов базирования, воздушное прикрытие авиационной техники, огневая поддержка наступающих наземных войск. Причем по ряду боевых и технических характеристик Ми-24 и его модификации до сих пор не имеют себе равных. Между прочим, в составе смешанной авиационной группы РФ, которая борется с террористами в Сирии, есть и такие воздушные суда. А первое боевое крещение Ми-24 получил в Афганистане.
Как рождалась тактика
«До нашего прибытия в районе Кандагара не было эскадрильи, на вооружении которой стояли бы Ми-24, – рассказывает Малышев. – Поэтому нам приходилось вырабатывать на этих вертолетах определенные способы ведения боевых действий, приемлемые для данной местности. Мы использовали навыки, полученные в училище и на полигонах. Вспоминали прочитанное о том, как воевали пилоты в годы Великой Отечественной». Но оптимальные тактические решения нужно было искать в буквальном смысле на лету: «К примеру, чтобы уничтожить склады душманов, мы первое время поднимали в воздух по 20 вертолетов и по очереди, звеньями сбрасывали бомбы. Потом стало ясно, что для такой задачи достаточно одного звена».
На земле и в воздухе
Большое значение имело грамотное сопровождение грузов. В Афганистане снабжение войск шло по шоссейным дорогам. По ним двигались вереницы машин с соляркой, бензином, боеприпасами, продовольствием. Колонна, в которой было 100–120 грузовиков, растягивалась на два–три километра. А сверху над ней постоянно дежурила пара вертолетов, чтобы в случае засады дать отпор душманам.
«Вообще любое движение наземных войск сопровождалось авиацией, – отмечает Малышев. – Из 24 вертолетов нашей эскадрильи ежедневно были задействованы 8–12 машин».
Но самое жаркое время наступало, когда проводились масштабные военные действия по освобождению территорий от противника. Тогда в небо поднималось все подразделение и прибывали воздушные суда с других аэродромов. Во время боев Ми-24 обеспечивали огневую поддержку сухопутных сил. После одной из таких операций Николай Иванович был награжден орденом Красной звезды.
«Собирайся, тебя летчики выбрали»
В июне 1983 года Малышев вернулся в СССР. Но в 1985-м ему вновь пришлось отправиться в Афганистан. Во вторую командировку его «сосватали» коллеги-пилоты. В полку было две эскадрильи и соответственно два командира и замполита подразделений. Военнослужащие, которых направляли в ДРА, сказали, полетим только с командиром Волковым и замполитом Малышевым.
«Я тогда был на курсах в академии, – рассказывает Николай Иванович, – а когда вернулся, начальство сообщило – собирайся, тебя летчики выбрали. Тогда мы с Владимиром Васильевичем Волковым решили: мы тоже будем выбирать». В итоге они сформировали крепкую команду опытных профессионалов, с которой участвовали во многих операциях.
Засада в ущелье
Эскадрилья поддерживала ударами с воздуха действия пехоты. «Сейчас примерно такая же тактика применяется в Сирии, – уточняет Малышев. – Только там российская авиация взаимодействует с войсками САР, а в Афганистане мы работали с нашими наземными войсками». Подразделение выполняло задачи в районе Кундуза – города, который из-за близости с границей СССР имел для советского воинского контингента в ДРА особое стратегическое значение. Как говорит Николай Иванович, «вылетов было много разных – интересных и страшных».
Во время одного из них вертолетчики спасли мотострелковую роту, попавшую в засаду. Первым огневые точки душманов заметил и смог подавить с воздуха ведущий звена Малышев. Благодаря его своевременной атаке, рота которой грозило полное уничтожение в ущелье, вышла из боя почти без потерь. За этот подвиг по ходатайству наземного командования Николаю Ивановичу 13 января 1987 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждение проходило в Кремле. Геройскую «Золотую Звезду» вручал председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко. Боевой офицер, побывавший во многих опасных переделках, тогда сильно оробел. По признанию Николая Ивановича, больше всего он беспокоился из-за ответной речи. Но Громыко, заметивший его мандраж, подбодрил: «Не переживай, сынок», и в самом деле, все прошло гладко.
Очаг нестабильности в центре Евразии
Говоря о значении событий в ДРА, Малышев обращает внимание на геополитическое положение страны. Она расположена в самом центре Евразии. Процессы, происходящие здесь, отражаются на общей международной стабильности. А потому в этой части мира на протяжении столетий пересекались интересы ведущих держав. Естественно, этот фактор учитывался, когда в 1979 году советским руководством принималось решение о военной помощи. Тем паче у СССР и ДРА были общие границы. Одной из главных задач ограниченного контингента войск было предотвратить распространение исламского экстремизма на территории советских мусульманских республик.
Не менее важен еще один аспект – наше военное присутствие в этой стране сдерживало наркоторговлю, а после того, как войска были выведены, там расцвел преступный бизнес. Сейчас афганский трафик – серьезная международная проблема, решением которой озабочены многие государства.
* Ми-24 использовался в 45 армиях мира и «участвовал» в 30 военных конфликтах. На этом воздушном судне установлено два мировых рекорда. Первый – по скороподъемности был достигнут в 1975 году (3000 метров за 2 минуты 34 секунды и 6000 метров за 8 минут 31 секунду). Второй – по скорости полета для вертолетов – имел место в 1978 году (368,4 километра в час).
По ту сторону линии фронта
«Особо идейных душманов в Афганистане я не видел», – говорит участник боевых действий в этой стране Герой Советского Союза Николай Малышев. По его словам, многие моджахеды в ДРА воевали как наемники – за деньги, а финансовая поддержка шла из США.
Воюют грамотно
Так боевой офицер Малышев оценивает действия наших летчиков в Сирии. При этом он отмечает, что российским военным приходиться отражать еще и информационные атаки Запада, который постоянно пытается дискредитировать Россию и обвинить ее в гибели «умеренной оппозиции». Однако есть средства объективного контроля и с их помощью Минобороны РФ доказывает, что удары наносятся по объектам террористов.
Качественный скачок
Николай Малышев отмечает, что в последние годы в России особое внимание уделяется перевооружению армии. В качестве примера он приводит авиацию: «Сейчас вертолеты оснащены таким оборудованием, что могут летать ночью как днем. Это очень важно, поскольку в темное время суток сложно ориентироваться и отыскивать цели».
На фото: Герой Советского Союза Николай Малышев; вертолет Ми-24.