– Сергей Викторович, важнейшей темой парламентской недели стал законопроект о промышленной политике. Какие перспективы этот документ должен открыть перед этим важнейшим сектором экономики?
– Новый законопроект закрепляет в правовом поле ключевые инструменты промышленной политики. Например, отрасль получает возможности для роста за счет создаваемого Фонда развития промышленности, который обеспечит реальный сектор экономики кредитованием под 4,5 – 5,5 % годовых. Надо сказать, что в федеральном бюджете на 2014 год уже заложен миллиард рублей для Внешэкономбанка, который будет рефинансировать другие банки, а те, в свою очередь, будут кредитовать предприятия под конкретные проекты. В дальнейшем эта сумма может увеличиться до 10 миллиардов. Еще одним изменением станет специальный долгосрочный инвестконтракт на срок до 10 лет, который будет устранять внешние факторы, ухудшающие условия ведения бизнеса. Государство не будет софинансировать проект, а предоставит инвестору только стимулирующие преференции, гарантируя стабильность общей налоговой нагрузки на период выхода на окупаемости. В регионах и дальше будут создаваться индустриальные и промышленные парки. Напомню, у нас в области функционируют четыре таких, а в ближайших планах – открытие пятого. При этом каждый год на их базе стартуют порядка 20 различных проектов с инвестициями более 150 миллионов рублей в каждый. Считаю, что закон становится основанием для выстраивания обновленной структуры российской экономики с учетом импортозамещения, а также правовым трамплином для нового этапа ее индустриализации.
Любые деньги счет любят
– Известно, что внимание парламента было приковано и к изменениям в работе Счетной палаты. Что ждет ведомство?
– Действительно, в первом чтении мы приняли документ, направленный на повышение эффективности деятельности Счетной палаты. В первую очередь, это касается внешнего государственного контроля в сфере федеральных финансов: в частности, поправками предусмотрено проведение экспертизы и подготовка заключений Счетной палатой в отношении законопроектов, приводящих к изменению доходов или расходов бюджетов всех уровней. Кроме того, мы дополнили перечень объектов, в отношении которых СП будет осуществлять контрольную функцию. К ним мы предлагаем отнести юрлиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов, то есть, к примеру, негосударственные Пенсионные фонды, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации.
Все под контролем
– В продолжение финансовой темы давайте поговорим о других проектах – в частности о законе, усиливающем роль парламента в бюджетном процессе. В чем его суть?
– Подчеркну, что расширение полномочий парламента в таких правоотношениях особенно актуально в преддверии нового бюджетного цикла. Во-первых, теперь при внесении в Госдуму предложений об изменении госпрограмм необходимо будет обосновывать корректировки объемов их финансирования, а также информацию об источниках средств. Во-вторых, под парламентский контроль попадут федеральные целевые программы, число которых, кстати, в настоящее время превышает 50. В-третьих, законопроект вводит механизм контроля за сроками предоставления Правительством РФ заключений на разрабатываемые новации. Так, если кабмин не предоставит в течение месяца такого заключения, будет произведено повторное обращение с запросом причин отсутствия первого отклика и предложением предоставить документы в течение тридцати дней.
Справедливости ради
– Какие новации прошедшей недели могут проиллюстрировать социальную политику Госдумы?
– Реализация социальных гарантий – одна из основных задач государства. Именно поэтому в конце прошлого года нами был принят закон, увеличивший жилищные права бывших военнослужащих: было снято необоснованное разграничение их прав в зависимости от даты увольнения со службы и постановки на жилищный учет. Аналогичные нормы теперь мы решили ввести и для бывших сотрудников ОВД, органов исполнения наказания и пожарных. Соответственно, они будут иметь право на жилищное обеспечение. Причем в самых разных формах: начиная от предоставления жилого помещения в собственность и заканчивая получением соответствующей единовременной денежной выплаты. Кроме того, во втором чтении мы рассмотрели законопроект, который предусматривает для военных пенсионеров увеличение выплат на 10 % сумм денежного довольствия. Так, например, для инвалидов III группы расчетная база повысится с 30% до 40%. В целом же указанный закон имеет комплексное содержание. В частности, предоставляет право военнослужащим на бесплатный проезд к местам использования реабилитационных отпусков, а сотрудникам ОВД – к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно.