Согласно действующей нормативной базе, правительством РФ может присваиваться статус ГНЦ той организации, которая имеет уникальную научную установку, опытно-экспериментальное оборудование, располагает специалистами высокой квалификации и чья деятельность получила международное признание. Создание ГНЦ в середине девяностых годов было обусловлено необходимостью сохранения научно-технологического потенциала и обеспечения развития фундаментальных и прикладных исследований в условиях перехода к рыночной экономической системе и значительного бюджетного дефицита.
В новых экономических условиях задачи ГНЦ трансформировались. Исследования и разработки, выполняемые центрами, реализуются в рамках государственных и федеральных целевых программ. ГНЦ ведут научные исследования по всем приоритетным направления развития науки, технологий и техники в РФ. При этом регулирование в части порядка отбора научных организаций, претендующих на присвоение статуса ГНЦ, в полной мере не реализовано, а основные функции этих центров нормативно не закреплены.
В соответствии с принятым законопроектом, статус ГНЦ может присваиваться научной организации, отнесенной по итогам оценки и мониторинга результативности ее деятельности к числу лидеров отрасли научного направления в России. Для каждого ГНЦ утверждается программа реализации функций на среднесрочный или долгосрочный период. В том случае, если в ходе своей деятельности ГНЦ не достигнет результатов, предусмотренных программой, организация утрачивает этот статус не ранее, чем по истечении трех лет с даты присвоения указанного статуса.
Также для ГНЦ устанавливаются меры государственной поддержки в соответствии с законодательством РФ — такие, как освобождение от налога на имущество организаций и предоставление льгот по земельному налогу.