Начинаем с азов
По мнению многих известных детских психологов мирового уровня, знакомить малыша с деньгами нужно в возрасте от трех до пяти лет. Расскажите малышу, откуда берутся деньги и зачем они нужны. Покажите номинал монет и банкнот. Объясните, что является бесплатным (например, игры с друзьями), а за что приходится платить (новые игрушки, еда, одежда).
Где-то с шести лет ребенка можно посылать в магазин за покупками. Причем преподносить это нужно не как домашнюю обязанность (помощь маме и папе), а как элемент финансовой грамотности. И если в какой-то момент вдруг окажется, что не хватает сдачи, можно дружелюбно порекомендовать быть в следующий раз внимательнее в процессе познания реальной жизни.
Трудиться, трудиться и еще раз трудиться
Научите ребенка ответственно относиться к деньгам. Постоянно внушайте, что для сохранения достатка придется много трудиться, рассчитывая только на себя (особенно это касается мальчиков, ведь именно им в будущем предстоит исполнять роль добытчиков в семье), в противном случае капитал легко потерять.
Чтобы малыш лучше представлял себе, какие способы заработка существуют, познакомьте его с различными профессиями, не забудьте рассказать и о частном бизнесе. Как-нибудь возьмите кроху с собой на работу – покажите, чем вы занимаетесь, сколько времени на это уходит. Объясните, какую сумму вы получаете в час и что за нее можно приобрести.
В 7–10 лет можно помочь чаду найти какую-нибудь подработку. Именно так поступают во многих обеспеченных семьях на Западе. А в 13–19 лет там уже работают практически все. Подросток может присматривать за соседскими детьми или, к примеру, выгуливать собак – да все, что угодно. Главное, здраво оценить возможности ребенка и не перегружать его: работа не должна занимать слишком много времени и уж тем более мешать учебе.
И еще: не платите ребенку за хорошие оценки (это неправильная мотивация), а также за помощь по дому (есть такое понятие, как взаимопомощь, и малыш должен понимать, что не за все в жизни можно и нужно получать деньги).
Копейка рубль бережет
Научите ставить цели и покажите, что значит копить деньги. Подарите малышу фаянсовую «свинку», в которую он будет регулярно (раз в день, в неделю или месяц) класть монетки. Со временем получится приличная сумма, ее малыш сможет потратить на дорогую вещь, которую давно хотел, но не мог себе позволить – например, ролики или телевизор в свою комнату.
Расскажите о важном финансовом правиле – необходимости откладывать хотя бы 10 % своего дохода, ведь тратить абсолютно все неразумно – откуда тогда возьмутся деньги на крупную покупку? При этом предупредите, что накопление богатства – худший из всех идолов и ничто так не принижает человека, как поклонение деньгам, чтобы не получилось, как в «Острове сокровищ». Помните: «Все дети, как дети, живут без забот. А маленький Билли не ест и не пьет: в копилку кладет…»
Бездумный шопинг
Расскажите крохе, что есть вещи необходимые, а есть – просто привлекательные (отличный пример – хлеб и мороженое или портфель и робот-трансформер). Сходите вместе в магазин и предложите поиграть в такую игру – пусть малыш покажет вам товары, которые ему нравятся, но без которых он может обойтись. А потом присмотрит действительно нужные вещи. Так он быстрее уловит разницу и научится пользоваться этим умением на практике.
Объясните, как в вашей семье принимается решение, что покупать в первую очередь, а что – на оставшиеся средства. Таким образом, вы убережете ваше чадо от бездумного шопинга в будущем.
«А карманам, как известно, денежки нужны»
Должны ли быть у ребенка личные деньги? И если да, то с какого возраста? Психологи уверяют: дети начинают воспринимать деньги как всеобщий эквивалент только к 6–7 годам. До этого они предпочитают натуральный обмен – например, одной игрушки на другую. А значит, дошколятам деньги на карманные расходы не нужны.
Школьникам же и студентам можно выдавать фиксированную сумму. Какую? Это уже на ваше усмотрение: у всех разное материальное положение, и единых рекомендаций здесь быть не может. По идее, карманных денег подростку должно хватать на самое необходимое: транспорт, еду вне дома, развлечения и тому подобное.
Не меняйте своего мнения и не давайте денег больше, чем было оговорено. Ребенок в первый же день потратил недельную сумму и пришел к вам за «добавкой»? Просто предложите ему в следующий раз быть экономнее.
И последнее: не стоит чрезмерно контролировать траты. Если мы играем во взрослую жизнь, то играем до конца. Но при этом будьте в курсе, на что расходуются средства (интересуйтесь мягко и корректно).
Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить подрастающее поколение разумно распоряжаться своими финансами.
* В переводе с английского «Деньги, деньги, деньги» – известная песня группы ABBA
** Десятина – посвященная Богу десятая часть от материальных ценностей верующего, которую принято отдавать в пользу религиозной общины