Крепкое словцо стало не просто невежливым, но и наказуемым
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Крепкое словцо стало не просто невежливым, но и наказуемым

8 мая 2014 / просмотров – 2583
Закон

В конце апреля Госдума в окончательном, третьем, чтении приняла законопроект, направленный на защиту и развитие языковой культуры и сохранение чистоты русского языка. Такие стремления основываются на борьбе с нецензурной бранью в кино, литературе и СМИ.

Чтобы очистить речь граждан, а также произведения литературы и искусства, изменения внесены в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты. Президент Владимир Путин уже подписал принятый закон, который вступит в силу 1 июля.

Национальные – направо, бранные – налево
Например, будет дополнен закон «О Государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Теперь фильм не будет являться национальным, если в нем используется нецензурная брань. Даже если лента будет отвечать остальным условиям, но автор решит для поддержания необходимого колорита вставить в сюжет крепкое словцо, лента уже не будет считаться национальной. Однако, как показывает практика, выход можно найти всегда. Так, прошедший недавно на Первом канале сериал «Контуженый, или Уроки плавания вольным стилем» являет собой пример того, как авторы смогли обойтись без запретных выражений, сохранив ясность эпизода: «Господа, я прошу вас покинуть это помещение, потому что дальше последуют реплики, которые мы вынуждены будем запикать», – говорит герой Михаила Ефремова.

«Запикивание» не поможет
Кино не единственная сфера искусства, обратившая на себя внимание создателей законопроекта. Также его авторы считают, что в современной общественной жизни все настойчивее обращает на себя внимание проблема нецензурной брани в произведениях литературы, искусства и СМИ, имеющих высокую степень влияния на общественное сознание. На эту тему в Госдуму поступает много писем от граждан и различных организаций, выражающих обеспокоенность таким явлением. В целом, весьма логично: если люди будут видеть мат в книгах или на экранах, то это будет определенным образом оправдывать употребление бранной речи в повседневной жизни.
Нельзя не заметить, что в российских СМИ употребление четырех матерных слов уже запрещено Законом РФ «О средствах массовой информации». К тому же, по разъяснениям Роскомнадзора, не избавляет от ответственности и замена некоторых букв нецензурного слова многоточием, однако допустима, например, формулировка «слово на букву „б“». К тому же стоит отметить, что данные нормы не распространяются на продукцию, которая выпущена до дня вступления закона в силу.

«Какова компания, таков и разговор»
Между тем, напомним, что, например, Александр Пушкин умело и со вкусом использовал мат в своих произведениях. Вообще свое отношение к этому явлению русской речи Александр Сергеевич выразил в следующих словах: «Коли уж ты пришел в кабак, то не прогневайся – какова компания, таков и разговор».
А что же делать с реалистами: например, Солженицыным? Да, сам автор относился к числу противников использования в речи табуированной лексики. Но как же передать диалог двух зэков, не используя брани? Если такие колоритные герои будут вести друг с другом беседу на чистом литературном языке, едва ли художественный замысел будет раскрыт.
Ругань встречается и в современной литературе, к примеру, работах Виктора Пелевина и Михаила Веллера. Но ведь человек, которого оскорбляет наличие обсценных выражений в книге, может ее просто не читать.
Ко всему прочему, неизбежно возникает вопрос о том, а какие, собственно, слова будут считаться ненормативными? Необходимо четко представлять, о какой именно лексике идет речь и что нужно запрещать. Авторы законопроекта тоже задумались над тем, что возможны спорные ситуации в отношении признания конкретных слов или выражений нецензурной бранью. В таких случаях предусматривается проведение лингвистической экспертизы. И если экспертиза решит признать использованные в продукции слова ненормативными, то это повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц от 40000 до 50000 рублей. Штраф за повторное нарушение будет еще выше.

Справка «ГЧ»

Группа риска
По результатам исследования, проведенного Левада-Центром в феврале, выяснилось, что чаще других матерятся россияне от 25 до 39 лет (59 %). Также данные категории признались, что в их окружении активно употребляются матерные выражения. Бранную речь употребляют чаще всего «просто так, к слову приходится» (52 %) или с антистрессовой целью (36 %). 16 % опрошенных используют матерные выражения с целью оскорбления.

Справка «ГЧ»

В июне прошлого года вступил в силу Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещающий рекламу табачных изделий и процесса потребления табака в радио, теле- и видеопрограммах, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла. А с 1 июня 2014 года при показе произведения, в котором осуществляется демонстрация табачных изделий, автор обязан обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде курения перед началом картины.

Экспертное мнение

«Лексику, которую мы называем нецензурной, раньше нельзя было произносить всуе»

«Русские классики вообще любили пользоваться нецензурным языком и даже считали это особым искусством: так, И.А. Бунин любил слушать, с каким совершенством ругается А.И. Куприн. Хотя их внутренний редактор запрещал им вставлять в свои произведения неприличные слова. Это, конечно, не для детей. Но есть произведения, где без мата не обойтись, например, «Телега жизни» А.С. Пушкина. Поэтому, на мой взгляд, в литературе мат допустим, но только там, где он действительно необходим для характеристики персонажа или ситуации. Однако устные ругательства вообще не должны присутствовать ни в жизни, ни в кино, ни в целом в СМИ.
Плохих слов в древности просто не было: люди прямодушно называли каждое явление подходящим именем. А вот если слово применяется неправильно, с другим смыслом или переносится на другой объект, оно становится нехорошим. В XVIII веке слово на букву «б…» считалось нормальным. Так называли заблудшую женщину, такую, которая сбилась с верного пути. А сейчас это – ругательное слово. И многие непонимающие люди вместо него говорят блин, как будто прикрываясь фиговым листом. И вообще, ту лексику, которую мы сегодня называем нецензурной, раньше считали сакральной, святой, ее нельзя было произносить всуе. С тех пор многое изменилось, слова приобрели совсем иной смысл и стали ругательными.
А вот, если бы Тургенев, Некрасов или Бунин услышали сообщение по радио: «пропала собака, девочка…», они бы негодовали. Потому что собака не может быть девочкой или мальчиком: это оскорбление для человека. Собака – сука или кобель. И это нормальные литературные слова.
Впрочем, главное условие, воздерживающее человека от употребления мата, – внутреннее: надо развивать культуру речевого общения, да и в целом культуру. А для этого нужны хорошие педагоги, большой учительский корпус. Это и было бы настоящим решением<

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели