«Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль»

19 февраля 2020 / просмотров – 3447
Культура

В преддверии 75-летия Победы в театре оперы и балета состоялась премьера спектакля «Василий Теркин». Эта постановка на стыке музыкального, драматического и танцевального искусства – дань памяти всем, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Работа важная не только для участников творческой группы, но и для многих жителей Воронежской области, предоставивших фотографии родственников-фронтовиков.

Спектакль создан в сжатые сроки. На репетиции, которые начались сразу после новогодних праздников, ушло меньше месяца. Хотя подготовительный этап стартовал намного раньше. «Василий Теркин» – результат коллаборации постановщиков из трех городов – Воронежа, Санкт-Петербурга и Волгограда.

«Командная работа была все время, даже при составлении сценарного плана. С дирижером Вадимом Мунаевым я познакомился осенью, и с тех пор мы постоянно созванивались и часами обсуждали, что возьмем в спектакль, что уберем, как расставим акценты. В декабре подключился балетмейстер Денис Постоев. Мы разрабатывали концепцию номеров: я, находясь в Петербурге, он – в Волгограде, – рассказывает режиссер Андрей Егоров, работающий не только в театре, но и в кино. – С художниками было проще, мы живем в одном городе. С Василием Семеновым я «разминал» материал с сентября. Автор видео Артемий Кушулун присоединился чуть позже. Огромная работа была проделана Воронежским театром опера и балета. В этом спектакле много составляющих и каждая из них очень важна».

В январе, когда постановщики встретились, подготовка к премьере вышла на финишную прямую. Общий язык с оперной и балетной труппами, оркестром и хором был найден в течение 72 часов.

«Меня поразил уровень артистов, – вспоминает Андрей. – Вокальное исполнение – на высоте. Актерское прочтение текста, сразу видны образы. Твардовского нельзя просто взять и выучить. Слово должно рождаться, ведь у нас музыкально-драматический спектакль».

Родные лица

Нельзя не отметить и вклад воронежцев. Театр оперы и балета обратился к зрителям с просьбой прислать фотографии фронтовиков для формирования «Бессмертного полка». Откликнулись сотни людей. Большинство снимков вошло в постановку. И теперь, придя на спектакль, жители региона смогут увидеть родные лица.

Причем письма приходят до сих пор. Фотографии, не включенные в «Бессмертный полк», можно будет посмотреть в фойе театра. Выставку приурочат к 9 мая.

Просто и со смыслом

«Василий Теркин» не редкий гость на театральных подмостках, но на воронежской сцене он свой, особенный.

«Мы приняли решение поставить спектакль, который длится не два акта, а один. Изменили последовательность номеров, сделали акценты там, где считаем нужным. У нас своя редакция материала, оригинальное художественное и музыкальное решение, – считает режиссер. – Простота здесь объединена с глубоким смыслом и это отличительная черта постановки».

Спектакль густонаселенный (задействованы порядка 50 человек), с несколькими составами. «Василий Теркин» сплотил коллектив театра, помог настроиться на одну волну.

«Мы постарались совместить традиционный подход к русской классике и современные приемы. Художник-постановщик Василий Семенов шел скорее не от музыки, а от драмы, – комментирует Андрей Егоров. – Видеопроекция создала атмосферу, сделала повествование динамичным, помогла быстро менять место действия».

Все скажет музыка

Дирижер Вадим Мунаев уверен: «Музыка все скажет за нас». Он руководит военным оркестром и это его первый опыт взаимодействия с театром.

«У нас значительно меньше людей и преимущественно духовой состав, – говорит дирижер. – Я заблаговременно подошел к вопросу, дополнительно изучил штрихи струнной группы, хоровую фактуру. Работа в театре – хороший, полезный опыт и впечатления от подобного сотрудничества потрясающие!»

«Мы живем благодаря Победе»

«У нас получилось вложить в спектакль самое главное – душу, – подчеркивает Андрей Егоров. – Мне кажется, эта история найдет своего зрителя и тронет его глубиной, значимостью и актуальностью. И для меня, и для артистов важен эмоциональный отклик. Репетиции показали, что люди полностью отдаются материалу. Бывают слезы, причем как радости, так и печали. Практически всем из нас есть, что сказать на эту тему. Мы живем благодаря Победе! Мой девушка дошел до Берлина, был контужен, вернулся и через год, в 1946-м, родился мой папа. Благодаря этому я сейчас стою здесь, перед вами. Великая Отечественная война – это наша болевая точка, и я хочу, чтобы все последующие поколения помнили об этом. «Василий Теркин» – дань памяти. Все, что было тогда, не ушло, оно навсегда останется с нами. Мы едины благодаря нашей истории».

Справка «ГЧ»

В постановке много военных песен, в том числе всенародно любимая «Смуглянка», но все-таки лейтмотивом идет композиция «Эх, дороги…».

 

Александр Твардовский (на фото) далеко не сразу дал согласие на создание оперетты. Он искренне не понимал, как можно переделать «Василия Теркина» под этот жанр. Но когда узнал имя композитора, которому поручили писать музыку, изменил свое решение. Условие было только одно: включить в произведение его любимую песню «Эх, дороги…». Анатолий Новиков создал эту композицию в 1945 году на стихи Льва Ошанина.

Экспертное мнение

Алексей ТЮХИН, исполнитель роли Василия Теркина:

– Работать было интересно. Мы уже играли военных, но моряков, а здесь новый опыт. Образ Василия Теркина собирательный, в то время защищать Родину шли все, воевали более 30 миллионов человек! Поэтому в первую очередь я играю обычного, веселого парня. Самого себя, но в определенных обстоятельствах. Василий Теркин поднимал боевой дух солдат, с улыбкой шел на мины ради Победы, своей семьи, Родины… Все это вселяет некий трепет и заставляет бережно относиться к материалу – как к музыкальному, так и к стихотворному. Сам по себе текст Твардовского – теплый, душевный, конечно, в нем есть боль, но через легкие ассоциации, улыбки, подбадривание. Мне близка эта тема, оба моих деда не вернулись с войны. А папа, родившийся в 1939-м, и бабушки рассказывали страшные истории о том времени. Все это повлияло на мою работу на сцене.

Экспертное мнение

Анастасия ЛУКИНА, по сюжету – военная медсестра Настенька:

– Для меня очень важна эта роль, потому что мой папа – военный, а мама – медсестра. Мне близки обе сферы и, когда их можно объединить в одном персонаже, это здорово! У «Василия Теркина» есть подпольное название – «мокрый спектакль». Его мы используем между собой. А все потому, что на репетициях ревели, на прогонах плакали, сдача тоже не обошлась без слез. Война и подвиг, который совершили наши бабушки и дедушки, вызывают чрезвычайно сильные эмоции. Надеюсь, спектакль найдет отклик в сердцах зрителей. Мне нравится, что режиссер включил в постановку «Бессмертный полк». Это интересная задумка. Очень сильная сцена встречи Теркина со Смертью, когда Василия спасает образ Настеньки. Воспоминания о ней дают ему силы жить.

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели