#Я в игре
Напомним, «Синий кит» – сомнительное увлечение подростков. Распространяется в социальных сетях – так называемых группах смерти, публикующих депрессивные и шокирующие материалы. Это фотографии, аудио-, видеозаписи, короткие демотивирующие тексты, высмеивающие и обесценивающие незыблемые человеческие ценности, а иногда и вовсе склоняющие к суициду.
Название напрямую связано с печальным природным явлением – массовой гибелью китов, выбрасывающихся на берег. Альтернативное наименование игры – «Тихий дом» – происходит от мифа о существовании скрытой части Сети, недоступной для большинства пользователей. Места, где сон, реальность и Интернет сливаются в единое целое и из которого якобы можно править миром.
Игра представляет собой цепь заданий, которые нужно выполнять оффлайн, то есть в реальности. Нарисовать или вырезать лезвием на руке изображение кита, прогуляться по карнизу, посмотреть видео про суицид – и как апофеоз – уйти из жизни. При этом обязателен фото- и видеоотчет каждого этапа.
За отказ от выполнения указаний кураторов, как правило, следует исключение из группы, что неприемлемо для подростков, которые так дорожат своим рейтингом. «Отказников» зачастую пугают тем, что «придут за их близкими», вычислив адрес по IP или воспользовавшись присланными ранее геоданными. Однако, к счастью, на деле угрозы не исполняются.
Другими словами
Когда в мае прошлого года шокирующая информация просочилась в СМИ, власти взяли ситуацию под свой контроль. Игра была запрещена Роскомнадзором как пропагандирующая суицид. Прогремевшие на всю страну группы типа «Инсайдеры», «f57», «Разбуди меня в 4:20» и другие были закрыты. А их администраторы – взяты под стражу. Правда, спустя какое-то время… почти всех отпустили.
В настоящий момент под следствием находится лишь создатель «f57» и ее клонов Филипп Будейкин, известный под псевдонимом Хитрый Лис. Ему выдвинули обвинение по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», по которой ему грозит ограничение свободы на срок до трех лет, до пяти лет принудительных работ либо лишение свободы на тот же срок. К слову, официально установлены 15 потерпевших, которые состояли в различных «группах смерти» и покончили с собой. Еще пять ребят предприняли попытку самоубийства.
А что же с суицидальными пабликами? Несмотря на активную борьбу властей, в соцсетях – огромное количество «групп смерти». Они сменили название, многие обезопасили себя надписями: «Не пропагандируем суицид. Не проводим игры!», разбавили свой контент, но суть все та же. Каждый третий пост – о самоубийствах. Например, такой: под фото с мальчиком-подростком: «Если я на 70 % состою из воды, то тогда остальные 30 % – это мое желание умереть».
Участникам по-прежнему раздаются «номера смерти» (показатель того, что вы в игре): у школьницы из Екатеринбурга Дарины Соловьевы в статусе значится 1425, у Богдана Филатова из Нижневартовска – 8442, а у петербурженки Насти Ландышевой – кодовая фраза, чтобы получить заветный номерок (фамилии изменены по этическим причинам – прим. ред.).
Кроме того, появляются новые игры. Так, в Сети набирает обороты подростковая забава «Беги или умри». Она заключается в том, чтобы в последний момент пробежать перед движущейся на полном ходу машиной. Обязательное условие – запись происходящего на видео.
Можно, конечно, в это не верить – мол, очередной «вброс», тем более предупреждающие посты почти на каждом шагу – наверняка все это ради лайков и репостов. Или просто такая социальная реклама. Но автолюбители отмечают: в последнее время внезапно перебегающих дорогу детей стало больше. В середине марта один из таких воронежских «забегов» даже «засветился» в YouTube. Инцидент произошел на нерегулируемом пешеходном переходе по улице Хользунова. Девушка выскочила на дорогу в самый последний момент и буквально врезалась в «Форд Фокус», всеми силами пытающийся избежать столкновения. К счастью, она осталась жива и не получила серьезных травм.
Новый пакет Яровой
Как оказалось, закрывать «группы смерти» – все равно что сражаться с ветряными мельницами. А сажать их админов просто не за что, нет соответствующей законодательной базы. Что же делать? Как оградить детей от опасного контента?
Ситуацию взялась исправить вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Она хочет добиться того, чтобы «группы смерти» признали организованной преступностью. Тогда подстрекателей к самоубийству ждет солидный срок – до 12 лет тюрьмы.
Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение Государственной Думы. Помимо прочего, в нем предлагается дополнить УК новыми статьями – «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», «Организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства» и «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего». А также ввести повышенную ответственность за доведение до суицида несовершеннолетних, беременных и группы лиц.