Хутор Новосельский состоял из одного дома – нашего. Километров 8 от станции, где был большой поселок. Я тринадцатая в семье, младшая. Из игрушек – совок и веник. Была одна кукла, и то как-то я её искупала, и всё. Из опилок была сделана. Гусей пасла, индюков гоняла на пруды, нюхала полынь. Вы знаете, что такое утром, на заре, этот запах пруда? Вылезти из воды, уткнуться в мелкую такую, как коврик, полынь, и нюхать. Я и духи люблю горькие. И если бы меня сейчас спросили, чего бы я начала свою жизнь, сказала бы: «С того же». Ничего не хочу другого, хотя видела много: полмира объездила.
- В вашей семье Вы единственный человек, который связал жизнь с песней?
Артисткой стала только я, но в селе пели все. Мои сельчане дали мне профессию. Конечно, сначала я перенимала от своих сестер. Пела всегда, везде. Шла на улицу, корову доить. Туда я ведро несла, а оттуда женщины. Они мне: «Катя, давай». И бегу вперед. Останавливаюсь и пою им. Они доходят, я опять отбегаю и пою.
- В одном из интервью 2011 года вы сказали, что не имели музыкального образования, когда пришли в Воронежский хор. Были ли моменты, когда отсутствие академических знаний вызывало трудности?
Я низко кланяюсь всем тем руководителям, с кем я работала в Воронежском хоре. Хормейстеру, Владимиру Васильевичу Ефимову, художественному руководителю, Федору Ивановичу Маслову. Вот откуда у меня и опора, и грамотное пение. Тогда все так пели. И я дурака не валяла, умница была. Мне иногда даже Вадим Васильевич говорил: «Похалтурьте». Никогда на распевках не сидела просто так: распеться, раскричаться. Дала себе слово, что научусь грамотно петь, что со мной еще долго-долго никто не сравнится. И что петь буду в разных жанрах. Я не горделивая. Артистом не станешь, если нет самолюбия. Но я благодарю бога за то, что оно у меня не болезненное. И продавать я себя не умею. Запеть могу, где хочешь, но бесплатно.
- Марию Николаевну Мордасову вы впервые увидели в 16 лет?
Да. Я частушку не любила за ее разухабистость, несдержанность, за уличную безалаберность. А потом увидела… Мария Николаевна вышла: «В голубом небе самолет летит, а Ивановна за рулем сидит». Да пошла проходкой. Она частушку пела, а я плакала. И вот сейчас я пою и вижу, как люди плачут. Значит что-то доходит.
- Спрашивать, какой из концертов Вам больше запомнился, глупо, но все-таки… Расскажите о наиболее ярких своих выступлениях, о тех, что первыми приходят на ум?
24 съезд. Мы тогда из Кремлевского дворца не вылазили. 4 хора репетировали: Пятницкий, Северный, Волжский, Воронежский. А потом меня отбирают и везут в Большой театр. Концерт на банкете. Всего 11 номеров: Гуляев, Магомаев, Кобзон. Брунов вел программу. И я. Последним номером. Пою, а первый ряд спиной сидит. Поворачиваются – Брежнев и Косыгин. Потом презентация Ельцина была. Я тоже закрывала первое отделение. Много всего было.
- Что, в первую очередь, вы пытаетесь донести до своих подопечных?
Народный ты певец, академический, современный эстрадный певец – ты должен быть вооружен музыкальной грамотой – сольфеджио. Готовиться надо по совести. И тогда сможешь петь все. А потом я вам хочу сказать, самое главное, чтобы они знали, что мы выходим для зрителя петь, для того, чтобы он нас полюбил. Чтобы слушая песню, понял, что она о нём. Тогда получается маленькое мастерство. Чем больше всего огорчает Вас современная эстрада? Много сижу в жюри, езжу на международные конкурсы. И очень больно становится. Если бы была возможность, я бы взлетела, встала, как орлица, и сказала бы: «Люди, опомнитесь. Пойте на своем языке». Знайте другие языки, но пойте на своем. Зачем я буду петь на английском? Так картину голосом не нарисуешь, только копировать будешь. Можно поначалу покопировать, но ты потом возьми и на своем русском языке исполни. Любите джаз, ну и сделайте мне его на русском, да так, чтобы и его полюбила. Но нет этого сейчас.
- Сегодня ансамблю «Родники России» был вручен сертификат от Центра Галереи Чижова на покупку костюмов. Скажите, с какими еще сложностями, помимо материальных, сталкиваются молодые творческие коллективы, и как удается их решать?
Я открыла 18 лет назад свое отделение, первый раз обратилась с просьбой, и так благодарна Сергею Викторовичу. Я из этой суммы всем пошью костюмы. В наших цехах очень дорого шьют, но мы нашли выход. Я много бываю на политсоветах, на конференциях. Там многие вопросы обсуждают и решаются. В разных сферах. Но на воспитание молодежи обращают большое внимание: молодежная политика идет в первую очередь. И мне это просто как бальзам на душу. Я же с ними с утра до вечера, и знаю все проблемы, переживания. Знаю, какую сложную работу выполняет каждый из них ежедневно. Какой это адский труд. Все разные дети, генетика у всех разная. Моя задача – научить их дышать и чувствовать свой организм. Пение – в ощущениях. Народную песню надо исполнять в классическом варианте – просто грамотно её петь.