Театральный критик Людмила Романова: «На смену глубокому анализу пришла реклама»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Театральный критик Людмила Романова: «На смену глубокому анализу пришла реклама»

15 октября 2020 / просмотров – 1341
Культура

В каком воронежском театре самый серьезный репертуар? Почему балет в настоящее время «перещеголял» оперу? Каковы перспективы детских театров? Об этом и многом другом мы поговорили с экспертом.

Человек старой закалки

Людмила Романова представитель редкой сегодня профессии – театральный критик. Она окончила местный университет, а потом заочно отучилась в Ленинградском институте театра, музыки и кино на курсе Веры Викторовны Ивановой. С 1984 года и по сентябрь 2020-го преподавала в Воронежском институте искусств.

«Я человек старой закалки, поэтому считаю, что театральному критику необходимо профессиональное образование, – говорит Людмила Владимировна. – Профессия исчезает. Сейчас востребованы рекламщики, которые пишут только хорошее. Мы же старались проводить глубокий анализ спектаклей. У меня около 500 статей по вопросам кино, театра и литературы. В воронежской журналистике я с 25 лет. Писала все время, в газеты, журналы, но чувствовала, что образования не хватает. Это было любительство. И тогда мне дали рекомендацию, я поехала в Ленинград, поступила и после окончания института поняла: это совсем другое дело».

Ученица Анчиполовского и Пензина

Зиновий Анчиполовский тогда уже преподавал в Воронежском институте искусств и предложил прийти к нему на кафедру. Его портрет до сих пор стоит на книжной полке Людмилы Владимировны. Романова работала в библиотеке вуза и преподавала. Когда Зиновий Яковлевич ушел на пенсию, ее взяли в штат. Людмила вела историю театра и историю кино, так как с 14 лет ходила в кружок еще одной легендарной личности – киноведа Сталя Никаноровича Пензина.

Сейчас многие ругают молодежь, но критик с этим не согласна: «Все люди разные. Последний курс, с которым я с глубоким сожалением рассталась, замечательный! Они так хотят учиться! Мы задаем много, а ребята работают, а потом занимаются, читают до 4 утра... Семинары проходят замечательно. Я всегда даю высказываться не по какой-то модели, а так, как они думают. Конечно, бывают курсы шаляй-валяй. За свою жизнь я повидала многое».

Театры под микроскопом

«Из воронежских театров мне наиболее близок Камерный, потому что там абсолютно серьезный репертуар, значительные режиссерские работы и очень хорошие актеры. Почти все – мои бывшие студенты, что еще более приятно. Они создали танцевальную труппу, но на хореографической постановке я была только один раз – это мне не близко, – не скрывает Людмила Романова. – Михаил Бычков (художественный руководитель Камерного) устраивает концерты, выставки, видеопоказы, дает широкий обзор театрально-художественной жизни. Организует Платоновский фестиваль, Мандельштамфест. Очень деятельный человек!»

С театром драмы имени Кольцова сложнее: «С драмой было безобразие, лет 15 она стояла неухоженная, и только губернатор Алексей Гордеев все это привел в порядок. Он же выстроил здание для Камерного театра, которое мы давно ждали. Камерный абсолютно современный, а драма попыталась сохранить старинный колорит. Это был замечательный поступок! В драмтеатре положение тяжелое. Почему-то пьесы выбираются по какому-то странному принципу, они даже не коммерческие. Классика, с моей точки зрения, уродуется ужасно. Я имею в виду, прежде всего, «Гамлета» и «Маскарад». И с этим надо что-то делать!»

Не очень хорошо, по мнению Людмилы Владимировны, и с оперой: «Речь не только о здании, которое строил мой отец Владимир Иванович Куксенко. Там 60 лет не было капитального ремонта. Речь и о репертуаре. Театр оперы и балета знал разные периоды, менялись режиссеры, дирижеры… Например, при Семене Александровиче Штейне, он славился оперными постановками. В целом, я люблю этот театр. Мне кажется, сейчас там хорошо работает балет. Главный балетмейстер и художественный руководитель Александр Литягин – тоже, кстати, мой ученик по хореографическому училищу (я еще и там преподавала) – старается, устраивает заграничные гастроли. Балетная труппа хорошая, с оперной похуже. Потому что певцов всегда не хватает, чуть кто-то выбьется из общего ряда, его сразу забирают, в Москву, Петербург или за границу. Ирина Макарова работала у нас, а теперь поет в Милане. Оперные постановки сейчас архаичны, никакого современного прочтения, за исключением, может быть, «Родины электричества». Нет режиссуры. Такого как Штейн разыскать очень трудно».

Конечно, мы не могли не спросить нашего эксперта о театрах для детей и подростков.

«Если говорить о ТЮЗе, то его не так давно возглавляет наш выпускник Вадим Кривошеев. Ему пока трудно все поменять, но он стремится к этому. Я достаточно высоко оценила его спектакль «Воскресение» по Толстому. Мне кажется, ТЮЗ на верном пути, он будет развиваться, – комментирует Людмила Романова. – Куклы для меня – больная тема. Когда театром руководил Валерий Аркадьевич Вольховский, я с ним очень дружила, написала и выпустила книгу о нем. Это был такой уровень искусства, которого чрезвычайно трудно достичь. Его смерть – большая потеря для всех, и для театра в том числе. В репертуаре остались постановки Вольховского, стали появляться новые, но это уже совсем не то. Для меня Валерий Аркадьевич – лучший режиссер. За последние годы мне понравился только спектакль «Крокодил». При этом я благодарна Светлане Дремачевой (арт-директору театра «Шут») за фестиваль «Формат Вольховского», который состоялся в 2019 году».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Лариса Лебедь. «Мерлин Монро» воронежской оперы

Балетмейстер Владимир Бычков. Человек с большой буквы

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели