– Сергей Викторович, если говорить о самом обсуждаемом законодательном изменении прошедшей недели – так называемом «нефтяном маневре», расскажите, какие задачи перед собой ставит этот документ?
– Главная цель «налогового маневра» – обеспечить минимизацию бюджетных потерь в связи с созданием Евразийского экономического пространства, которое предполагает выравнивание тарифных ставок на нефть и нефтепродукты в долгосрочном периоде. Только в таких условиях возможно действительно равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между Россией, Беларусью и Казахстаном. При этом в пятницу, 14 ноября, мы приняли в третьем чтении закон, который призван стабилизировать налоговую нагрузку в нефтеперерабатывающей отрасли, избежать роста цен на внутреннем рынке на моторные топлива и создать мотивацию для перерабатывающих предприятий перейти на производство светлых нефтепродуктов. Главный механизм маневра – поэтапно в течение 3 лет снижать ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и ряд нефтепродуктов и при этом увеличить ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Контроль на линии
– Как в новых условиях будут контролироваться цены на российский бензин?
– Изменение структуры налоговой нагрузки в нефтяном секторе будет уравновешиваться одновременным сокращением ставок акцизов на нефтепродукты в 2,2 раза за 3 года для отдельных отраслей. В первую очередь это касается всех видов топлива. Так, мы предусмотрели значительное уменьшение ранее утвержденных на 2015 и 2016 годы ставок акцизов на автомобильный бензин в среднем на 73 и 88 % соответственно. Кроме того, мы предоставим налоговые вычеты из сумм акциза при получении отдельных нефтепродуктов (а именно – бензина и ароматических углеводородов для нужд нефтехимических производств, авиационного керосина для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами. Эти меры позволят избежать роста цен внутри страны, а также поддержат предприятия нефтеперерабатывающей отрасли, которые смогут продолжить процесс модернизации и реконструкции собственных производств и перейти на выпуск топлива только высокого класса.
Новые налоги – больше детских садов?
– Какие еще механизмы налоговой политики были рассмотрены на заседании Комитета?
– Мы рассмотрели вопросы совершенствования сферы взимания водного налога, ставки которого не пересматривались с 2005 года. Это приводит к отсутствию стимула у предприятий организовывать рациональное водопользование. Поэтому, начиная с 2015 года, в целях создания эффективной налоговой нагрузки мы предусмотрели 15-процентную индексацию ставок водного налога. В результате к 2026 году мы достигнем целевого уровня ставок по данному налогу. Кроме того, мы поставили задачу создать дополнительные собственные источники поступлений в региональные и местные бюджеты. Для этого повысили ставку налога с 9 до 13 процентов на определенную категорию доходов физических лиц. В частности, по новой ставке облагаться будут дивиденды россиян от долевого участия в деятельности организаций. Мы прогнозируем, что в результате в консолидированные бюджеты субъектов федерации в 2015 году поступит 32,8 миллиарда рублей, а в 2017 году – уже 38,5 миллиарда рублей. Все это, несомненно, отразится и на бюджетной обеспеченности Воронежской области, что, в конечном итоге, позволит в полной мере решать все социальные задачи нашего региона.
Разделить по справедливости
– Сергей Викторович, на очередном заседании Трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений был разработан принципиально новый механизм расчета межбюджетных трансфертов на выплату региональных социальных доплат к пенсии. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
– По старой методике средства федерального бюджета на эти цели предоставлялись в размере три четверти от объема расходных обязательств субъекта. Этот объем был напрямую связан с прожиточным минимумом пенсионера в регионе. Чем больше этот показатель среднероссийского, тем больше требовалось средств – как региональных, так и федеральных, чтобы привести размер пенсии в соответствие с потребностью. Действительно, необходимость в такой федеральной поддержке есть. Но далеко не у всех субъектов. Так как расчет пенсионного обеспечения одинаков по России, а стоимость проживания в северных регионах и столице выше, чем в среднем по стране, то необходимо нивелировать разницу. Но на практике некоторые регионы шли на необоснованное повышение прожиточного минимума пенсионера, за счет чего росли потребности субъекта, а вместе с тем и бюджетные обязательства. Теперь объем федерального софинансирования будет рассчитываться исходя из численности получателей в субъекте, среднего размера региональной социальной доплаты и коэффициента бюджетной обеспеченности и будет ограничен в пределах от 5 до 75 % расходов региона. И если при расчете объем необходимых региону федеральных средств будет превышать 75 %, то все финансирование будет по верхнему пределу, то есть в 75 %, а излишек средств будет перераспределен между другими субъектами, потребности которых не достигают установленного предела. По данному направлению из федерального бюджета в период 2014–2016 годов, ежегодно будет распределяться по 7 миллиардов рублей. Таким образом, по новой методике данную федеральную финансовую помощь получат исключительно субъекты, которым это действительно необходимо.
Вторая перезагрузка бюджета
– В пятницу, 14 ноября, проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку прошел второе чтение. Что изменилось в документе?
– Проект главного финансового документа, подготовленного ко второму чтению, – результат нашей с кабмином совместной кропотливой работы. Ко второму чтению бюджет стал более социально ориентированным и экономически подготовленным. Так, в результате перераспределения и экономии средств финансирование образования увеличено нами на 14 миллиардов рублей, до 606,4 миллиарда. В рамках реализации «майских указов» Президента бюджет предусматривает в 2015 году повышение зарплаты работников сферы образования, на что заложено 41,1 миллиарда рублей. Такое повышение также коснется зарплат сотрудников учреждений культуры, науки, социальных и медицинских служб. Принято решение выделить дополнительные 10 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию детсадов. Отдельное внимание мы уделили вопросам обеспеченности региональных бюджетов. Тем более, что в целом на протяжении всего 2014 года впервые за последние годы отмечается снижение задолженности. Данная тенденция наблюдается и в Воронежской области, где за 1-е полугодие текущего года долговые обязательства сократились почти на 600 миллионов рублей.