Но как из всего многообразия предложений выбрать именно то, что подойдет вашему ребенку? С какого возраста нужно включать дополнительные занятия в его график? Не помешает ли такая внеклассная деятельность учебе? Эти и другие актуальные вопросы корреспонденты «ГЧ» задали педагогам с многолетним опытом работы – заместителю директора по учебной части воронежской Детской школы искусств № 13 Ирине Сафроновой и заместителю руководителя Острогожского ЦРТДиЮ Александру Смолянинову.
«Творческие способности есть абсолютно у каждого ребенка»
В ДШИ № 13 занимается более 500 ребят. Им преподают вокал, техники декоративно-прикладного творчества, обучают игре на различных музыкальных инструментах. Воспитанники школы искусств регулярно принимают участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах.
– Ирина Семеновна, как определить, к какому виду творчества у ребенка есть способности?
– Дети постарше обычно самостоятельно выражают свои предпочтения, а вот для малышей у нас в школе есть специальные подготовительные курсы. На них ребятишки учатся всему понемногу, а затем уже опытный преподаватель определяет, в какой из областей талант ребенка проявляется лучше. Отдавать на такую «подготовку» можно уже с пяти лет. Подчеркну, что творческие способности есть абсолютно у каждого ребенка, нужно только правильно их развивать.
– Часто родители беспокоятся о том, что дополнительные занятия могут отрицательно повлиять на учебу в школе. Есть основания для таких опасений?
– Это заблуждение. На примере наших воспитанников могу сказать, что внеклассная деятельность абсолютно не мешает учебе. Даже, наоборот, помогает. Делает ребенка более дисциплинированным, учит его планировать свое время, расширяет кругозор и развивает интеллект. У нас в школе были прецеденты, когда из-за плохой учебы родители настаивали на прекращении творческих занятий, но в большинстве случаев проблемы «неудов» в дневнике такие меры не решали. При этом нужно понимать, что кружков и секций не должно быть слишком много, чтобы ребенок успевал подготовить домашние задания и располагал временем на отдых.
– Одна из злободневных проблем современного молодого поколения – повальное увлечение гаджетами. Как можно решить этот вопрос?
– Радикально бороться с телефонами, планшетами и компьютерами не нужно. Все-таки с их помощью ребенок может получить ценную информацию, научиться чему-то новому. Мы в своих занятиях с удовольствием применяем современные технологии. Например, на курсах по декоративно-прикладному творчеству ребята учатся компьютерному дизайну. Чтобы гаджет не занимал слишком много времени, ребенка нужно занимать полезными делами. Благодаря тем же творческим внеклассным занятиям, у него уже будет гораздо меньше времени на «электронных друзей». Причем, начинать этот процесс нужно с раннего возраста – 6-7 лет, потом «оторвать» чадо от светящегося экрана будет уже невозможно.
Я со спортом подружусь
Для активных непосед, которых не удержать за нотной грамотой и шитьем, больше подойдут спортивные секции. В Воронежской области работают несколько школ олимпийского резерва, практически в каждом населенном пункте региона есть многофункциональные площадки для активных занятий, работают центры спортивного развития. Одним из значимых для области является Острогожский ЦРТДиЮ. Его основные специализации – краеведение и спортивное ориентирование.
– Александр Дмитриевич, любой спорт – дело весьма травмоопасное. Это часто становится контраргументом при принятии решения об определении ребенка в секцию. Действительно ли родителям стоит переживать об этом?
– Под руководством грамотного и опытного педагога возможность получения ребенком травмы практически исключена. Поэтому, если хотите обойтись без последствий для здоровья, выбирайте только проверенные секции, в которых будут пристально следить за безопасностью вашего чада. Но при этом необходимо помнить, что путь к пьедесталу все равно тернист и вовсе без происшествий обойтись вряд ли удастся.
– В каком возрасте можно отдавать детей в спортивную секцию?
– В нашем ЦРТДиЮ занимаются дети с 3-х лет. Это вполне подходящий возраст для того, чтобы начинать приучать ребенка к активному образу жизни. Чем раньше ребенок начнет что-то осваивать, тем быстрее добьется результатов.
– Реально ли воспитать чемпиона не в крупном областном центре, а в обычной сельской спортивной секции?
– Вполне. Если есть ресурсы, талантливый педагогический коллектив и, конечно же, желание самого ребенка. В Острогожском ЦРТДиЮ решены многие проблемы с техническим оснащением секций. В этом нам помог депутат Государственной Думы Сергей Чижов, при его содействии была приобретена мебель для учебных классов. Сергея Викторовича вообще у нас в районе хорошо знают, он помогает учреждениям образования, проводит конкурсы для педагогов.
– Развитие физической формы и интеллекта – понятие совместимые?
– Конечно! Ошибочно полагать, что спорт не предполагает расширение кругозора. Свою работу с детьми мы строим таким образом, чтобы совмещать и физическую, и интеллектуальную деятельность. Например, путешествуем на велосипедах по исторически значимых местам – на Мамаев курган, в Прохоровку и другие. Не нужно зацикливаться на чем-то одном, только всесторонне развитие позволяет воспитать достойного гражданина и активного члена общества.