Увы, данная тема последнее время создает предпосылки к тому, чтобы говорить не только о теории, но и о практике данного направления.
Журналист, находящийся в эпицентре событий, обладает колоссальным влиянием на общественное мнение.
Роман Косарев уже 10 лет работает в одном из ведущих российских информационных телеканалов. В сфере военной журналистики Роман 2,5 года. За это время он не раз подвергался обстрелам, но, несмотря на высокий уровень опасности своей деятельности, не потерял жизнелюбия. Его увлекательный рассказ о специфике своей профессии вызвал у воронежцев неподдельный интерес.
Боевое крещение
«Нужно хорошо подумать, прежде чем идти по направлению военной журналистики», – считает Роман. Сам он довольно долго работал ведущим спортивным корреспондентом . Сменить вид деятельности решил не сразу: «Мне нравилось освещать спортивную сферу. Я ежедневно получал положительные эмоции, объездил много городов и стран. Однако постепенно наш телеканал стал уходить от спорта. Был определенный переходный период: некоторое время я посветил развлекательным новостям. Весело, конечно, но у меня появилось острое желание чего-то нового. Случайно услышал про курсы подготовки военных журналистов, загорелся этой идеей и решил попробовать. Уже после, попав на восток Украины, я прошел боевое крещение».
Роман признается, что профессия военного журналиста, действительно, очень сложная. Одна из причин – постоянное давление со стороны родственников, переживающих за жизнь и здоровье корреспондента. «Я уже получил три контузии. Моя жена после нашей командировки, в которой по нам стреляли, сказала, что следующая такая поездка состоится только через ЗАГС. Но я думаю, она блефует», – отшутился рассказчик.
Обучение военной журналистике должно проходить в контролируемых условиях
Сегодня российские журналисты ведут прямые репортажи из самых горячих точек, их глазами рядовые граждане видят, что в мире происходит на самом деле. Роман в своем рассказе подчеркнул важность этого процесса, так как многие средства массовой информации строят выводы лишь по официальным сводкам.
«Рад, что в Воронежском государственном университете, впервые открывается кафедра военной журналистики, – признается Роман.– За последние два года я насмотрелся очень много горя, военных преступлений, убийств мирных жителей. Хорошо, что будет возможность изучать наше искусство в контролируемых условиях. Лучше учиться так, чем сразу же на войне, как получилось, например, у меня».
«Ни один репортаж, ни один комментарий не стоят вашей жизни»
Роман Косарев не раз сделал акцент на том, что журналист никогда не должен забывать о личной безопасности. Особенно сейчас, когда каска и бронежилет с надписью «пресса» стали больше мишенью, нежели защитой: «Даже если вам хочется сделать красивую картинку, не лезьте на передовую. Если люди с оружием просят не снимать, не спорьте с ними». Кроме того, поделился Роман, важно не «перерабатывать», чтобы не перестать чувствовать опасность: «Очень важно находить время для отдыха, не зацикливаться на одной войне. Например, сейчас я освещаю Чемпионат мира по хоккею, а недавно вернулся с учений, проходивших на Северном полюсе».
Роман Косарев настоятельно рекомендовал всем тем молодым ребятам, кто хочет связать жизнь с военной журналистикой, никогда не геройствовать: «Всем тем, кто говорит, что быть военным корреспондентом не страшно, я не верю. Это очень страшно. Любой выезд чувствуешь, как последний раз. У меня даже появились собственные суеверия. Это, конечно, глупо, но помогает успокоиться в стрессовой ситуации».
«Ты не можешь делать выводы, не получив точных данных»
На местах боевых действий Роману пришлось столкнуться с людскими страданиями: «Я много раз видел разорванные детские тела, видел, как ребенок трясет безжизненное тело матери или отца, сталкивался с воронками от снарядов в детских садах. В таком случае сложно остаться объективным, так как знаешь истинную причину этого, но ты не можешь делать выводы, не получив точных данных». Главное в профессии журналиста – факты.
Снимать, как дышать
Военному журналисту запрещено брать в руки оружие. Роман подчеркнул: «Главное оружие журналиста – камера, микрофон, любой современный гаджет».
Студентов волновал вопрос об этической стороне профессии. Роман однозначно ответил: «Снимать нужно все, чтобы задокументировать мельчайшие детали, показывать, конечно, – нет. Если бы я не видел некоторые зверства своими глазами, я бы и не поверил. Не рассказывай мы об этом – никто бы не узнал правды».
В своем выступлении Роман не мог обойти вниманием и погибших российских журналистов: Андрея Стенина, Игоря Конелюка, Антона Волошина, Анатолия Кляна. По словам Косарева, эти люди до конца оставались верными своему профессиональному долгу, что заслуживает безмерного уважения.
«Женщина-военный корреспондент – это не только красиво»
Один из заданных вопросов касался отношения Романа к женщинам в военной журналистике. «Женщины могут заполнить любую нишу, – считает Роман. – Я вырос в семье, где работали и мама, и папа. У слабого пола больше сострадания и меньше грубости. В нашей профессии часто приходится общаться с родственниками погибших – быть чуть-чуть психологами. Женщина-военный корреспондент – это не только красиво».
Ни шагу назад
В завершение выступления Роман подчеркнул, что важно всегда и везде оставаться человеком, независимо от выбранной профессии. На вопрос о том, планирует ли он сменить в ближайшее время вид деятельности, Роман ответил однозначным «нет». В настоящее время он активно занимается оказанием гуманитарной помощи пострадавшим в ходе военных конфликтов. И именно неравнодушные люди и искренние, наполненные благодарностью детские глаза и улыбки восстанавливают веру корреспондента в человечество.