Шок вместо эстетики
В Академии Купер без прикрас описал ситуацию, складывающуюся сегодня на рынке искусства. «Раньше были авторитеты в живописи – Гойя, Веласкес… На сегодняшний день не нужно учиться ни графике, ни рисунку, ни скульптуре, ни декорации. Мы живем в эпоху эпатажа. Вы слышали историю с Pussy Riot, с художником, прибившим гениталии к брусчатке на Красной площади. Это они и называют актуальным искусством». Купер буквально счел своим долгом предупредить будущее поколение людей искусства, что эстетика, красота, живописность сейчас никому не нужны. И если некто хочет прославиться, то нужно служить не красоте, а эпатажу. Кстати, в последнее время появилась целая каста художников-самовыраженцев. Купер с иронией называет их «деревенскими ребятами». По его мнению, чем хуже художник, тем активнее он хочет «напялить» на себя какой-либо образ.
Современная безнадежность
Кроме того, Купер отметил, что изменилось само устройство рынка искусства, галерейного бизнеса. Если раньше прибыль выставочные пространства получали от продажи картин, то теперь они зарабатывают, делая вход на выставку платным. «Если ты собираешься заниматься искусством, надо думать о безнадежности этой ситуации», – говорит Купер. При этом сам художник отмечает, что если бы он был молод, то возможно также выбрал бы путь эпатажа. Но что такое этот эпатаж? Всего-навсего социальная жалоба, оппозиция, удел посредственных художников, для которых единственный шанс получить премию Кандинского – исполнить что-нибудь этакое. Проявляется эта тенденция «нездорового буйства фантазии» не только в живописи, но и в театральных декорациях. Сейчас никому не нужны костюмы прошлых эпох. К тому же, это еще и затратно. В интерьере спектакля сейчас обязательно присутствует современная настольная лампа или телефон. Купер приводит в пример постановку «Отелло», где герои были одеты в обычные современные костюмы.
Профессионал и любитель
Существуют и другие обстоятельства, которые оказывают негативное влияние на искусство. В продолжение разговора о театре Юрий Купер отметил, что мастерские заполнены профнепригодными людьми, то есть они даже при желании не смогут создать сложные живописные декорации. Еще одну проблему художник видит в преподавателях. По его мнению, часто преподают те художники, которые не в состоянии зарабатывать деньги своим художественным трудом. Настоящий профессионал может определить уровень художника по соотношению времени, которое он смотрит на рисунок и на натуру. Живописец, который больше смотрит на рисунок – любитель. Кроме того специалист может определить по фрагменту картины в десять сантиметров эпоху, в которую она нарисована, а также уровень художника. Также и в литературе по манере письма можно понять, что за автор перед тобой.
Мифы об искусстве
Еще одним фактором, оказывающим влияние на современное искусство, являются и мифы, придуманные искусствоведами. Например, всю историю искусства они делят на «измы»: импрессионизм, кубизм, сюрреализм. Однако эту историю «делали» одиночки, такие же первооткрыватели, как и в науке. Но в итоге их никто не признает основоположниками того или иного направления. Например, первым импрессионистом был Тернер, сюрреалистом – Босх, а кубистом – Сезанн. Художники выступили в роли ученых-изобретателей, окончательно же манера сформировалась в работах ее последователей-популяризаторов.
Цель – реалистичность
Кроме проливающих свет на искусство бесед, Купер также рассказал и о своих работах для театра. Художник стремится к максимальной реалистичности, чтобы при этом не чувствовалось живописца. Главный элемент правдоподобности – не использовать чрезмерное освещение, не делать очень крупную фактуру. Купер отмечает, что ему нравится как бы «идти на поводу» у великих авторов, оттенять их произведения декорациями.