Как подчеркивает председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Сергей Чижов, с наступлением 2018 года открыта новая глава истории евразийского сотрудничества: вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС – современный, сбалансированный документ, предусматривающий «технологическое переоснащение» всей системы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для понимания фундаментального значения нового кодекса стоит отметить, что в перспективе он заменит свод норм Таможенного союза и порядка 20 международных договоров. Формирование единого правового поля на территории ЕАЭС, в который, помимо нашей страны, входит Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия, даст дополнительный импульс развитию гуманитарного и экономического сотрудничества на евразийском пространстве. В частности, в 2018 году прогнозируется дальнейшее увеличение товарооборота – по итогам 2017-го он уже продемонстрировал более чем 20 % рост. Продвинуться в освоении растущего рынка ЕАЭС смогут и экспортеры из Воронежской области, тем более им есть куда расти – пока долю стран Евразийского экономического союза стабильно приходится лишь 9 % товарооборота региона.
Вызовы и перспективы
Нормы, зафиксированные в ТК ЕАЭС, определяют концепцию регулирования внешнеэкономической деятельности в странах-участницах союза, которая конкретизируется на уровне национального законодательства. Именно это и предстоит сделать Госдуме в рамках работы над новой редакцией федерального закона «О таможенном регулировании».
«С внесением изменений в действующее законодательство нам предстоит c одной стороны, учесть все новации ТК ЕАЭС, – констатирует Сергей Чижов, – с другой – обеспечить модернизацию инструментов таможенного регулирования».
Что касается последнего, парламентарий напомнил, не далее как в прошлом году Госдумой был принят закон, позволяющий ограничивать поступление на территорию РФ отдельных товаров. Ограничения коснулись продукции, ввезенной по ставкам отличным от действующих в ЕАЭС или посредством механизмов реэкспорта – тех самых «белорусских мидий и ананасов», реальное происхождение и безопасность которых установить невозможно.
Работа над ошибками
«Сложность таможенно-тарифного регулирования предопределена тем, что в этой плоскости пересекаются интересы колоссального числа сторон, - подчеркивает парламентарий. – С точки зрения государства вопросами первостепенной важности являются собираемость пошлин и таможенных сборов – по сути, бюджетные доходы, – а также прозрачность движения товаров через государственные границы. Для бизнеса – стабильность регулирования и «техническая оснащенность» всех процессов. Для граждан – отсутствие излишней бюрократии при пересечении границ и доступность цены товара, представленного на отечественном рынке. От того, насколько успешно мы сможем соблюсти баланс интересов, зависит привлекательность России для межгосударственного сотрудничества и экономическая безопасность страны.
Исходя из понимания важности подготовительного этапа, Сергеем Чижовым была сформирована рабочая группа. В одной команде трудятся депутаты Госдумы, специалисты профильных ведомств – Минфина, Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы. К рабочей группе также присоединились представители ведущих бизнес-сообществ (Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», ОПОРы) и компаний, представляющих нашу страну на мировых рынках, к примеру, «Роснефть».
Напомним, что первое заседание группы состоялось 10 апреля, а уже через неделю, 31 мая – состоится итоговая встреча. По словам Сергея Чижова, план минимум на весеннюю сессию – провести всесторонний анализ законопроекта, выработать предложения по его усовершенствованию и выйти на принятие документа в первом чтении.
Высокий темп работы взят неспроста. Документ должен был вступить в силу еще 1 января, однако его первоначальную редакцию правительство подготовило без учета мнения бизнеса. В итоге на стадии публичного обсуждения законопроект вызвал массу нареканий, из-за чего был направлен на доработку.
«Мы заострили внимание на необходимости дополнительно обеспечить стабильность таможенно-тарифного регулирования, - комментирует Чижов. – Кроме того, важно сохранить существующие нормы непривлечения к ответственности в случаях, неоднозначной трактовки положений. Кроме того, выдвинуты предложения по оптимизации таможенного сопровождения поставок импортного оборудования – нами рассматривается возможность сокращения административной нагрузки на предпринимателей, которые сейчас при покупке техники вынуждены заключать отдельные контракты для каждой ее разновидности.
Одним словом, документ сыроват, впереди – много работы. Но уверенность в том, что у нас получится идти по графику, есть».