Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, которые уполномочены совершать юридически значимые действия (статья 333- 16 Налогового кодекса РФ).
Подача искового заявления также облагается государственной пошлиной. Плательщиками госпошлины признаются граждане, которые выступают истцами в судах общей юрисдикции, или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.
Положения статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ прямо указывают, что к исковому заявлению в обязательном порядке прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Размер государственной пошлины в суд обусловлен содержанием и объемом заявленных материальных требований. Таблица расчета уплаты государственной пошлины приведена в статье 333- 19 Налогового кодекса РФ.
Гражданское процессуальное законодательство позволяет истцу увеличить размер заявленных исковых требований, в связи с чем, суду предоставляется уточненное исковое заявление.
Ситуация с необходимостью увеличения исковых требований характерна для исков о признании права на наследство и по делам о разделе имущества, когда в процессе судебного разбирательства выявляется и иное имущество, не заявленное в первоначальном иске.
Последнее обстоятельство обязывает истца доплатить государственную пошлину, исходя из стоимости дополнительно выявленного имущества.
Согласно части 2 статьи 92 Гражданского процессуального кодекса РФ, при увеличении размера исковых требований, рассмотрение дела продолжается только после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины.
Аналогичная норма прописана и в пункте 1 статьи 333- 22 Налогового кодекса РФ: при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.
При этом недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный судом.