В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если вы не согласны с решением Пенсионного фонда об отказе включить период ухода за нетрудоспособным человеком в стаж, вы можете его обжаловать:
- в досудебном порядке, подав жалобу вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган ПФР;
- в районном суде, подав исковое заявление.
Срок подачи административной жалобы законодательством не установлен. Целесообразно подать ее как можно быстрее, так как до разрешения ситуации пенсию вам будут выплачивать согласно принятому решению.
Также в законодательстве отсутствует специальный срок оспаривания решений Пенсионного фонда РФ.
По общему правилу жалоба в досудебном порядке адресуется:
- в ПФР - на решение руководителя территориального органа ПФР;
- в вышестоящий территориальный орган ПФР - на решение руководителя или должностного лица нижестоящего территориального отдела фонда;
- руководителю территориального органа ПФР - на решение должностного лица территориального отдела пенсионного фонда.
Жалобу можно подать на бумажном носителе или в электронной форме, в частности через сайт ПФР, Единый портал госуслуг.
Жалоба на решение ПФР должна содержать следующие сведения:
1) наименование территориального отдела ПФР и должностного лица, решения которых обжалуются;
2) ваши ФИО (отчество - при наличии), адрес места жительства, а также контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
3) сведения об обжалуемом решении ПФР, должностных лиц при назначении пенсии;
4) доводы, на основании которых вы не согласны с обжалуемым решением.
К жалобе целесообразно приложить документы (при наличии), подтверждающие ваши доводы, либо их копии. Если жалоба подается через представителя, также потребуется документ, подтверждающий его полномочия. В случае подачи жалобы при личном приеме необходимо представить документ, удостоверяющий вашу личность. Если вы подаете жалобу в электронной форме, нужно заполнить соответствующую форму на сайте ПФР, Едином портале госуслуг.
Жалобу можно подать в Пенсионный фонд РФ, в который вы подавали заявление о назначении пенсии либо в котором получили результат рассмотрения вашего заявления. В том числе можно направить жалобу по почте или подать через МФЦ.
В общем случае жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в уполномоченном на рассмотрение жалобы органе.
По результатам рассмотрения жалобы будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Письменный ответ по результатам рассмотрения жалобы будет вам направлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
Исковое заявление о включении в страховой стаж соответствующего периода, не учтенного пенсионным отделом, подается в суд общей юрисдикции. При этом досудебное обжалование решений территориального органа фонда по данному вопросу в вышестоящем органе ПФР необязательно. Однако рекомендуется получить письменный отказ, как подтверждение факта того, что ваше право нарушено.