Ожившие воспоминания
Пространство небольшой сцены в книжном клубе «Петровский», где состоялся спектакль, вместило несколько концептуальных композиций реквизита, задавших атмосферу сосредоточенного размышления и погружения в мир воспоминаний. Это столик с белым чайником, рюмкой, коробкой спичек и россыпью старых фото и бумаг. На краю – карандашный портрет Сергея Есенина. На спинке стула – светлый пиджак, на вешалке в углу – две шляпы: федора и цилиндр. На задней стене сцены – занавешенное зеркало. Каждой из этих деталей предстояло сыграть свою роль в постановке.
Артист начал спектакль, выйдя на сцену с чашкой чая, в наброшенном на плечи ярком свитере. Монолог о поэте он завел от 3 лица, устами нашего современника, но, перебирая желтоватые листы со стихами и письмами, будто вошел в образ поэта и дал волю его голосу.
Читая линию судьбы
– Практически все стихи Сергей Александрович писал от первого лица, поэтому узнать его жизнь можно из его творчества. Надо только внимательно и с любовью прочесть его произведения. Вместе с героем спектакля зритель проходит весь есенинский жизненный путь, от дня рождения до рокового дня 27 декабря 1925 года в «Англетере», и даже далее, вплоть до наших дней. Постановка и задает вопросы, и помогает разобраться в сложной истории нашей страны начала ХХ века; положении художника, гения в ней и месте самой России в мире и душе поэта, гражданина, – комментирует спектакль Олег Попов.
Артист чередовал эмоциональное чтение стихов Есенина и отрывков из автобиографии и писем. Прозвучали «Гой ты, Русь», «Письмо к женщине», «Мне осталась одна забава» и многие другие стихотворения, ярко иллюстрирующие мироощущение поэта.
Перед мысленным взором зрителей прошли детские годы будущего поэта в Константиново, его учеба в московском университете имени Шанявского и первый брак с Анной Изрядновой, рождение первенца Юрия. Рассказ от лица поэта вдруг прерывается «прозрением в будущее»: и зритель слышит о том, чего не мог поэт. О том, что сын будет расстрелян в 37-м году. О том, что спустя несколько лет после событий в «Англетере» будет зверски убита вторая жена, актриса Зинаида Райх. О том, как время и далее будет прибавлять родных ему могил на 17 участке Ваганьковского кладбища.
«Я один…И – разбитое зеркало»
В постановке были ярко показаны и светлая, лиричная сторона есенинского таланта, и его бунтарское, бесшабашное начало. О кутежах в «Стойле Пегаса», перебранках с коллегами поцеху – Пастернаком, Маяковским – артист рассказывал, запрыгнув на стол с строя карикатурные рожицы. О романе с танцовщицей Айседорой Дункан лирический герой повествовал, размахивая, как флагом, летящей тканью, намотанной на трость – ясна была отсылка и к легким нарядам легендарной танцовщицы, и красному знамени Советской России, и роковому шарфу, задушившему приму, намотавшись на колесо ее кабриолета…
В финале артист озвучил версию таинственной гибели Есенина: убийство, неумело инсценированное под суицид. «Никто не видел меня повешенным. На шее – след не от петли – от удавки. При мне не было пистолета, с которым я не расставался последний год, чувствуя опасность. Доказательством моего убийства может служить и страх всех, кто имел хоть косвенное отношение к делу, и их систематические «загадочные» смерти», – будто сквозь толщу времени доносится до нас голос поэта.