Добро и зло, любовь и ненависть
Повесть «Страшная месть» была написана Гоголем в 1831 году и вошла в сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и в других произведениях этого цикла, в ней присутствует мистика. Данила Бурульбаш, под началом которого находится казацкая сотня, в любви и согласии живет с молодой женой Катериной и маленьким сыном Иваном. Известно, что отец Катерины пропал много лет назад, но однажды он неожиданно появляется на хуторе. С его приходом в деревне начинают происходить странные вещи, и Данила начинает что-то подозревать. Однажды он проследил за отцом Катерины и выяснил, что тот – колдун, который задумал заставить ее полюбить себя. События начинают разворачиваться стремительно. Колдун убивает Данилу, затем младенца Ивана, а потом и саму Катерину, так и не предавшую мужа. Но нашел страх и на него, начали появляться странные видения. И поскакал колдун куда глаза глядят. Скакал, пока не встретил огромного всадника, который поднял его и бросил в самый глубокий провал, где набросились на колдуна мертвецы и начали рвать его на части.
Злодей из древнего рода
Однако это лишь большая присказка к истории, которая случилась много поколений назад. Жили два брата, казаки Иван и Петр, которые решили делить все поровну. Получил Иван богатство и славу, разделил добро с братом, но славу-то поделить нельзя. Позавидовал ему Петр, да и сбросил в самый глубокий провал. Спустя много лет, после смерти Петра призвал Бог братьев и спросил у убитого, какое наказание он хочет для предателя. И ответил Иван, что желает, чтобы поколение от поколения потомки Петра становились все хуже и хуже, а последний и вовсе был злодеем. И когда умрет он, чтоб все его предки восстали из могил и рвали его на куски, и только предатель Петр, чтоб не мог до него добраться, чтоб хотелось ему отомстить, и ворочался он под землей и кусал сам себя. В наказание за придуманную кару сам Иван, превращенный в огромного всадника, был обречен ждать последнего из рода Петра.
Особенности жанра
Такую историю поведали публике Алексей Розин и Илья Барабанов. Спектакли в формате сторителлинга отличаются отсутствием декораций. В непростых условиях, когда артист оказывается один на один с публикой, когда заметна малейшая неточность, Розин и Барабанов смогли удержать внимание аудитории, рассказав старинную историю, перемежая язык прошлых столетий с языком современным. Еще одной особенностью жанра, использованной артистами, является выстраивание диалога со зрителями, которые со временем полностью включаются в эту игру.
Нельзя не отметить актерский талант Розина и Барабанова. 2 ноября они блистали в спектакле «Копы в огне» среди картонных декораций, а уже 3 ноября рассказывали старинные истории и выстраивали коммуникацию со зрителем, опираясь только на свое мастерство.
У горожан будет еще несколько возможностей ближе познакомиться с постановками такого рода. 4 ноября будет показана «Царевна-лягушка», еще один спектакль в формате сторителлинга. Кроме того, в столице Черноземья прочтет лекцию датский сказочник Йеспер Андерсен, заново явивший миру старинную традицию рассказывания историй.
Фото Александра Томилина