Прощание с иллюзиями
– Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, какие коррективы рекомендовала внести Госдума в документ регулятора?
– Хочу отметить, что мы неоднократно обращали внимание Центробанка на необходимость внесения изменений в подготовленные основные параметры документа, что связано, в первую очередь, с текущей ситуацией на нефтяном и валютном рынках, а также инфляционными ожиданиями. Скорректированный Банком России прогноз учел наши замечания: он стал более детализированным и приближенным к современным реалиям. В частности, предусматривается расширение с трех до пяти основных сценариев развития отечественной экономики. Регулятором предусмотрен и стрессовый вариант, который предполагает существенное снижение цен на нефть до 60 долларов за баррель к концу 2015 года. Что касается базового сценария, то в нем прогнозируется повышение цены на нефть марки «Юралс» до 94–96 долларов за баррель к середине 2015 года и ее последующее снижение до 90 долларов к концу 2017 года. До этого времени по прогнозам будут действовать санкции. Однако их негативное влияние на российскую экономику начнет ослабевать по мере адаптации к изменившимся внешним условиям. Например, за счет налаживания доступа на азиатские рынки капитала и переориентации источников заемных средств с внешних на внутренние. Согласно базовому сценарию, с 2017 года ожидается рост российской экономики, и оставшиеся два года нам необходимо использовать с выгодой для себя. В первую очередь, это как раз касается развития импортозамещения и повышения конкурентоспособности собственного производства, особенно в сферах АПК и обрабатывающей промышленности.
Накануне перемен
– Какие прогнозные позиции в документе Центробанка Госдумой были поддержаны, а какие нет?
– Мы обратили внимание на позитивное влияние досрочного перехода Банком России на свободный режим ценообразования курса рубля. Это позволило пресечь спекуляции на рынке, стабилизировать и укрепить национальную валюту. Среди других своевременных и актуальных решений ЦБ – определение целевого ориентира стоимости потребительских кредитов и займов, выше которых банкам и организациям небанковского финансового сектора (ломбардам, кредитным потребкооперативам, микрофинансовым организациям) запрещено поднимать свои ставки. За 45 дней до каждого квартала регулятор будет публиковать среднерыночные значения полной стоимости кредитов и займов. 14 ноября он сделал это впервые: таким образом, с января кредиторы не смогут повысить ставку больше, чем на треть. Такие меры заложены в Законе «О потребительском кредите (займе)» и защитят интересы и права потребителей, поскольку сделают кредиты более доступными и прозрачными.
Нами поддержана позиция регулятора и в отношении прогнозной стоимости нефти. Ведь объективно крупные экспортеры, в том числе и страны ОПЕК, не заинтересованы в существенном и долгосрочном снижении цены. Доходная часть бюджета многих из них предусматривает стоимость барреля порядка 80 американских долларов. Соответственно, им просто не выгодна сложившаяся тенденция. То же самое относится и к США, где себестоимость добычи нефти методом фракинга (так называемая сланцевая добыча) составляет около 75 долларов. Поэтому, если цена упадет еще, то ни о какой эффективности сланцевого бизнеса не может идти и речи. Между тем, принципиальный вопрос, от которого напрямую зависят мировые цены на нефть, будет решаться уже в конце этой недели. 27 ноября состоится очередное заседание стран – экспортеров нефти ОПЕК в Вене, где решится – сокращать ли добычу? Следует отметить, что в организации, которая является определяющей в регулировании ценовой политики в отношении энергоресурсов, на сегодняшний день нет консенсуса. Так, Иран, Венесуэла, Ливия готовы к снижению, в то время как богатые экспортеры – Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт противятся такому решению. Связано это с тем, что и личная заинтересованность, и себестоимость добычи нефти, и зависимость от США – в этих странах разная. В частности, богатейшая Саудовская Аравия даже при небольшом снижении доходов от нефти не пострадает и пока не выражает желания идти на компромисс. При этом американский рынок был для нее главным рынком сбыта до сланцевой революции, а теперь – США стали ее главным конкурентом. Таким образом, тенденция к сокращению стоимости нефти «на руку» Саудовской Аравии, поскольку может серьезно подорвать нефтяные амбиции американцев. Между тем, для Ирана, экономика которого в большей степени зависит от нефтяных доходов и который пребывает в условиях санкционного давления из-за продвигаемой ядерной программы (объем добычи нефти в Иране сократился в два раза), вопрос роста цены – принципиальный. Надо сказать, что повышение стоимости углеводородов, безусловно, пойдет на пользу и нашей экономике: это, прежде всего, укрепит национальную валюту. В любом случае, 27 ноября состоится важнейшее событие для мирового топливного рынка, которое определит его дальнейшие тенденции.
Возвращаясь к позиции Центробанка, хочу отметить, что к документу регулятора есть и замечания: существуют определенные диспропорции прогноза. Например, это касается инфляции, которая в базовом сценарии зафиксирована на уровне 6,2–6,4 %, что превышает целевой показатель в 4 процента даже с учетом допустимого колебания в полтора процента. В целом же денежно-кредитная политика отражает все условия и факторы развития отечественной экономики в условиях санкционного давления, в полном объеме учитывает риски, в том числе влияющие на бюджетную систему, ведь сокращение стоимости нефти нивелируется снижением курса рубля. Соответственно, доходная часть нашей казны не пострадает, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что все социальные обязательства государства перед населением будут выполнены.