Арифметика тарифов
Термин «двухставочный тариф» применительно к коммунальной сфере появился в Российском законодательстве сравнительно недавно. Он употребляется в двух федеральных документах: от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также в ряде подзаконных актов – постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Формулировка понятия «двухставочный тариф» дается в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Он включает в себя ставку платы за потребленную тепловую энергию из расчета за 1 гигакалорию и ставку платы за тепловую мощность из расчета за 1 гигакалорию в час тепловой нагрузки.
Для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения характеристика дается в Постановлении от 14.07.2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и придельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Двухставочный тариф состоит из ставки платы за потребление горячей, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета за 1 кубический метр горячей воды, 1 кубический метр холодной воды, 1 кубический метр отводимых сточных вод и 1 кубический метр очищенных сточных вод, соответственно; а также из ставки платы за содержание системы горячего, холодного водоснабжения, водоотведения объектов очистки сточных вод из расчета за 1 кубический метр горячей воды в час присоединенной мощности, 1 кубический метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 кубический метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности*.
За кем останется последнее слово
В настоящее время, двухставочный тариф еще не нашел широкого применения, поскольку одним из условий его внедрения в практику является наличие у потребителей приборов учета. Учитывая требования федерального закона от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении» возможность применения этой «новинки» появится у энергоснабжающих предприятий в будущем году.
Устанавливает двухставочный тариф (как и все прочие расценки в нашем регионе) Главное управление по регулированию тарифов в Воронежской области (далее ГУТ). При этом для одного предприятия не могут действовать одновременно одноставочная и двухставочная выплаты – только один из ее видов. Значит, у потребителей, практически, нет выбора, и оплачивать предоставленную услугу придется по ценам, утвержденным ГУТ.
Как будет производиться оплата?
Расчет по двухставочному тарифу производится по двум показателям:
• плата за присоединенную мощность или постоянные затраты предприятия, направленные на бесперебойную подачу энергоносителя соответствующего качества;
• плата за фактически потребленный энергоноситель (такие затраты называют переменными).
Таким образом, если рассматривать платежи за тепловую энергию, потребитель равномерно в течение года будет выплачивать сумму за мощность. Сюда входят рассчитанные на единицу объема потребляемого ресурса затраты на ремонт наружных сетей и оборудования, его реконструкцию, заработную плату сотрудникам организации и прочие расходные статьи.
Переменные затраты включают в себя расходы энергоснабжающего предприятия на приготовление соответствующего коммунального ресурса с использованием природного газа, электричества, воды. Эти суммы наиболее объемны. Летом они будут, соответственно, меньше, а зимой больше.
Кому это выгодно
Введение двухставочного тарифа выгодно, в первую очередь экономически, и поставщикам энергоносителей, и потребителям. Ценообразование становится понятным и прозрачным.
Такой тариф позволит стимулировать внедрение энергосберегающих технологий и, главное, снизит затраты потребителей.
*Присоединенная мощность – это нагрузка системы отопления, горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, в нашем случае – многоквартирного дома.
Управляющие компании в сфере ЖКХ заставят объединяться в саморегулируемые организации. Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию. Об этом сообщил на пресс-конференции директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. Сейчас управляющие компании, по сути, бесконтрольны, нет ни одного законодательного акта, регламентирующего их деятельность или ответственность. Они обязаны раскрывать информацию о проделанной работе и потраченных деньгах только в разрезе каждого дома. И если УК этого не делают, можно обратиться в суд.
«Мы считаем, что лучшая форма контроля – саморегулирование. Или надо вводить лицензирование УК», – пояснил Константин Цицин. Еще один шаг к прозрачности управляющих компаний, обслуживающих жилые дома, – создание единого в стране интернет-ресурса с информацией обо всех них. Он появится до конца года. Сейчас сведения о своей деятельности раскрывает каждая пятая УК, а это лишь 20 %.