Детские фильмы на все времена
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Детские фильмы на все времена

8 января 2019 / просмотров – 15989
Культура

Сегодня отмечается День детского кино. Праздник был учрежден в 1998 году по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей. В конце 1890-х годов Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время бывших Верхних торговых рядах, открылся первый стационарный «Электрический театр». 8 января 1898 года в нем прошел первый в России показ программы для детей, которая так понравилась зрителям, что стала регулярной. Более 100 лет отделяют нас от выхода на экраны первых лент снятых в России специально для детей. Одними из первых фильмов были любимые детские сказки – Дедушка Мороз и «Царевна-лягушка».

На протяжении многих лет у людей разных поколений остаются любимыми такие старые добрые детские фильмы как «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», снятые по мотивам русских народных сказок. Эти картины с детства были надежными проводниками в удивительный мир киноискусства, где добро всегда побеждает зло, и справедливость торжествует. Сегодня важно, чтобы и наши дети смотрели фильмы и кинопрограммы, и не имеет значения, какими они будут – старыми или современными, главное, чтобы в основу этих киноработ легли важнейшие в жизни каждого человека ценности, такие как семья, дружба, взаимовыручка, честность и милосердие.

Первый киносказочник страны

Александра Артуровича Роу справедливо называют первым киносказочником страны. Выход на экраны в 1938 году первой его работы «По щучьему велению» был встречен с настороженностью – не мистика ли это? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотреченности и родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную», где роль русского сказочного богатыря впервые играл Сергей Столяров, а Бабу Ягу – Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном».

Александр Артурович экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Лучший фильм Роу – «Морозко». Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой режиссер ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю. 

Отметим, на федеральном уровне стимулируют кинопроекты, несущие идеи патриотизма, духовности и высокой нравственности. Депутаты Государственной Думы разрешили свободный кинопрокат лент, признанных общественным достоянием и снятых более 70 лет назад. Российскому зрителю упрощен доступ к киноклассике. Речь идет о порядке 1,4 тысячи фильмов, и в их числе такие шедевры отечественного кинематографа, как «Кащей Бессмертный» Александра Роу, «Золотой ключик» Александра Птушко и многие другие. Закон, помимо того, что освободил учреждения культуры от излишней административной нагрузки (для оформления одного проектного удостоверения требовалось собрать увесистый пакет документов), способствует снижению издержек. Корректировка законодательства значительно расширила перечень доступных форматов работы по популяризации киноклассики: например, отмена прокатных удостоверений для фильмов этой категории значительно упростит порядок организации тематических кинофестивалей.

Рукотворные чудеса Александра Птушко

Александр Птушко – один из немногих режиссеров, которым удалось осуществить самые несбыточные детские мечты. В 1927 году он пришел конструктором кукол на киностудию «Мосфильм», а в 1932-м снял киноленту «Властелин быта». Три года спустя, молодой режиссер снял картину «Новый Гулливер», потрясшую не только зрителей Советского Союза, но и весь мир. Успех фильма, где вместе с настоящими актерами играли полторы тысячи кукол, был феноменальным. Картину смотрели во Франции и США, Дании и Нидерландах, в Исландии и Бельгии. Появление «Гулливера» стало одним из стимулов для создания национальной анимационной студии. Птушко вполне мог бы остаться небожителем и почивать на лаврах, но он продолжал экспериментировать, и уже следующий его фильм, «Золотой ключик», снимался по иным технологиям, с другими куклами. Победой режиссера была экранизация знаменитой былины о Садко, а в 1956 году с не меньшим успехом, чем когда-то «Новый Гулливер», прошел «Илья Муромец» – первая в Союзе широкоэкранная лента. В истории кинопроката США этот фильм стал настоящей легендой, хоть и шел под названием «The Sword and the Dragon» («Меч и дракон»). Одна из самых красивых сказок советского кино – «Алые паруса» – тоже творение великого Птушко. Тут режиссер уже не стремился быть первым: его интересовала только история любви, написанная Александром Грином. В 1972 году на экраны вышел его последний фильм «Руслан и Людмила». 

Легенда детского кино

Георгий Милляр – великий и скромный гений. Такой веселый, загадочный, сказочный на экране и очень застенчивый в повседневности. Как свидетельствует биография актера, первый раз в фильме он появился в дебютной работе Александра Роу «По щучьему велению». Никто не знал, насколько успешным будет проект, но он получил хорошие отзывы и стал началом многолетнего сотрудничества между актером и режиссером. Следующим фильмом стала «Василиса Прекрасная», где Милляру была дана нетипичная на то время роль Бабы-Яги. Долгое время Роу тщательно искал подходящего исполнителя образа колдуньи. Его не устроила даже кандидатура Фаины Раневской, а предложение актера превратиться в женщину в ступе он изначально считал глупостью. Но увидев однажды пробы Милляра, Роу вынужден был признать – лучшего актера ему не найти нигде. Георгий Франциевич сам придумал образ Бабы-Яги, ориентируясь на воспоминания о своей старенькой соседке по коммунальной квартире и встреченной когда-то в Ялте пастушке овец. Рассудительный мужчина прекрасно понимал, что ни одна актриса не согласится добровольно превращаться в страшную старуху, в то время как его это не пугало. Затем были культовые работы в «Кощее бессмертном», «Финист – ясный сокол» и масса других. В большинстве фильмов непревзойденный творец исполнял сразу несколько ролей, делая каждую из них уникальной. При этом сценические образы и путь к сказочным персонажам актер искал сам, частенько удивляя окружающих собственной оригинальностью. Когда Милляр входил в роль, его боялись даже коллеги, а дети и животные предпочитали спасаться бегством от сказочного злодея. Его голосом разговаривают персонажи «Конька-горбунка», «Лягушки-царевны», «Молодильных яблок» и «Незнайки в Солнечном городе». 

После детских фильмов повышается настроение и верится в то, что все возможно. В нашей жизни всегда есть место для маленького чуда и дети это понимают, как никто другой, обучая этому также своих родителей. Сегодняшний праздник – это еще один повод посмотреть с ребенком хорошее детское кино, обязательно с добрым концом. В кинотеатре Синема Парк, расположенном на 5-м этаже Центра Галереи Чижова, в дни школьных каникул идут фильмы, которые помогут маленьким зрителям с интересом провести время. Забронировать билеты в кино можно на сайте кинотеатра.

 

                            

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели