Эдуард Бояков посоветовал кинематографистам избавиться от комплексов
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Эдуард Бояков посоветовал кинематографистам избавиться от комплексов

14 апреля 2014 / просмотров – 980
Культура

В рамках молодежного фестиваля короткометражного кино «Новый горизонт» ректор Академии искусств Эдуард Бояков дал мастер-класс, посвященный документальным фильмам. В своей лекции он затронул такие спорные вопросы, как что должно становиться темами для документалистов, что можно показывать, а что нет и многое другое.

Рука об руку
По словам Эдуарда Владиславовича, грань между документальным и художественным кино постепенно перестает существовать. Все это неудивительно, учитывая, что история этих направлений неразрывно связана. Первый фильм братьев Люмьер был посвящен обычной жизни и снят без профессиональных актеров. Сейчас документальные фильмы начинают появляться на международных кинофестивалях. Так, фильм «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура получил золотую пальмовую ветвь на фестивале в Каннах. Наметилась тенденция взаимопроникновения языков. В художественном кино идет взаимодействие не с фактом, а с мифом. Однако в последнее время появляются художественные фильмы, в которых режиссер работает с «документом».

Взаимодействие с героем
В России, по мнению Боякова, чувствуется острая нехватка кино, которое художественными средствами показывало бы реальную жизнь. Необходимо фиксировать процессы, которые происходят в современной жизни, изменения в языке. Главное в документальном фильме – «ухватить» образ, показать героя. Говорят, что документалист должен быть влюблен в своего героя. Однако и этого может быть мало, чтобы донести историю до зрителя. Документалисту необходимо драматургическое мышление, понимание того, что в основе истории должен лежать конфликт. Чаще всего ошибки совершаются в момент монтажа, когда документалист неверно выстраивает историю. Бывает и так, что в погоне за техническими фишками или самовыражением, он напрочь забывает о своем герое. Зритель же приходит смотреть историю.
Документалист часто не имеет представления, что будет с героем завтра, но ему нужно понимать, какую историю он рассказывает, что за человек перед ним. Сценарий документального фильма, как правило, рождается уже после съемки, когда режиссер узнает все до конца. Документалист и герой, как правило, проходят три этапа в своих «отношениях». Сначала герой хочет показать себя в лучшем свете, он как будто играет сам себя. С течением времени его актерские ресурсы исчерпываются, и он начинает злиться. Затем герой привыкает к документалисту и перестает замечать его. На этом этапе и начинается настоящая работа.

Можно все, что не запрещено?
Вопросом, вызвавшим бурную дискуссию, стал вопрос о границах дозволенного. По мнению Боякова, в кино должно быть запрещено то, что запрещено Уголовным кодексом, а все остальное – это разные стороны человеческой жизни, и задача документалиста как раз показать их. Не обошлось и без обсуждения уместности в искусстве мата. Как показать героя, вся речь которого построена на мате? Или, быть может, стоит вовсе избегать тем, связанных с такими людьми, а значит «исключить» их из реальности? Но ведь их много, и они часто ничем не хуже тех, кто мат не использует. Это такая же сторона нашей жизни. Сам Эдуард Владиславович подчеркнул, что он против использования мата в обычной жизни, однако нужно объективно показывать все стороны реальности. Тем же, кому мат режет слух, Бояков посоветовал заглянуть внутрь себя и разобраться со своими комплексами. По мнению Эдуарда Владиславовича, во многом именно из-за закрытости и общей закомплексованности нации у нас сейчас так мало высококлассных фильмов.

Чтобы лучше познакомиться с документальным кино, Бояков порекомендовал присутствующим посмотреть фильмы Павла Костомарова «Мать», «Трансформатор», «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю».

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели