Эксперт «ГЧ»: «Минрегион был лишним промежуточным звеном в управленческой иерархии»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Эксперт «ГЧ»: «Минрегион был лишним промежуточным звеном в управленческой иерархии»

13 сентября 2014 / просмотров – 1498
Экономика

Как мы уже писали ранее, начало завершающейся рабочей недели ознаменовалось серьезными структурными изменениями в правительстве, указом президента упразднены сразу три крупных ведомства: Министерство регионального развития, Рособоронзаказ и Рособоронпоставка. С ликвидацией последних двух все достаточно ясно: в условиях гармонизации отношений между Минобороны и предприятий от ОПК, необходимость в посредниках отпала сама собой, а в нынешних геополитических условиях в управленческие решения должны приниматься максимально оперативно и быть предельно приближены к современным реалиям.

А вот по поводу упразднения ведомства-юбиляра (Владимир Путин подписал указ за несколько дней до десятилетия Минрегиона) в экспертном сообществе наметились противоречия и опасения. Приведет ли оптимизация системы к смещению акцента в сторону так называемых территорий опережающего развития – Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма? Стоит ли другим субъектам РФ опасаться «забвения»? В чем преимущества территориальной модели управления страной, о переходе к которой в понедельник говорил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев? С этими вопросам мы обратились к эксперту рубрики, кандидату экономических наук, доценту кафедры региональной экономики и территориального управления ВГУ Андрею Котову.

– Итак, руководство страны приняло решение идти по пути ликвидации, а не реформирования Минрегиона. С чем это связано, на Ваш взгляд?
– Его упразднение было прогнозируемым: с созданием Министерства строительства и ЖКХ соответствующие функции ушли от Минрегиона, с появлением ведомств по развитию Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма, произошло дальнейшее выделение полномочий, по ключевым региональным проектам. В результате у Минрегиона осталось крайне мало функционала. А без полномочий нет смысла держать отдельное министерство. Если же верить «инсайдерской» информации, ведомство сильно тормозило некоторые процессы, у него возникали противоречия с другими министерствами – в этих условиях его сложно признать достаточно эффективным.
К тому же некоторые эксперты, в том числе бывшие сотрудники воронежских органов государственной власти, отмечают, что Минрегион дублировал функции целого ряда структур. Он хоть и помогал на «крутых поворотах», в целом, играл роль лишнего промежуточного звена в управленческой иерархии. Ведь даже касательно истории создания этой структуры, многие придерживаются мнения, что она была создана для того, чтобы найти применение управленческому опыту Владимира Яковлева, пришедшего туда с должности полномочного представители Президента в Южном федеральном округе. А когда сформировалось Правительство Дмитрия Медведева, в 2012 году Минрегион одним из первых претерпел серьезные кадровые изменения: был отправлен в отставку его глава Олег Говорун, по всей видимости, не справившись с поставленными перед ним задачами. Уже тогда было ясно, что нужно менять состав министерства, а, возможно, структуру правительства. Стоит отметить, что у этого решения есть еще и другой аспект: фискальный момент экономии в условиях санкции и других финансовых ограничений. Сейчас очень важно найти те виды государственной деятельности, которые являются излишними, а, проще говоря, освободить часть ресурсов для более значимых проектов.
– Все-таки Министерство регионального развития представляло собой инструмент управления социально-экономическим развитием территорий, и теперь получается, что у нас есть структуры, отвечающие только за развитие Крыма, Северного Кавказа и Дальнего Востока... Не получится ли, что остальные субъекты будут забыты?
– Действительно, эти министерства вывели из круга полномочий ведомства три наиболее значимых мегапроекта. Знаете, долгое время я рассказывал своим студентам о том, что у нас есть две территории, как их сейчас называют, опережающего развития: Северный Кавказ и Дальний Восток. Их, действительно, нужно было «подтягивать» до среднероссийского уровня. Теперь в этот список добавился Крым. Какие-то провалы в региональной политике, честно говоря, не ожидаются: с организационной точки зрения процесс, скорее, упрощается. В частности, межбюджетные отношения переданы Минфину, который и раньше занимался этими вопросами, а Минрегион лишь отчасти дублировал его. Так что субъектам РФ теперь должно быть проще добиваться субсидий, дотаций, сувенций и других транзакций из федерального бюджета.
– Чем грозит нам переход к территориальной модели управления, о которой говорил Дмитрий Медведев в день подписания указа?
– В нашей стране достаточно долго функционирует система федеральных округов, которые также обладают определенными полномочиями по развитию отдельных территорий. Сейчас получается так, что функции координации переходят от Минрегиона к другим ведомствам, а на местах происходит усиление ответственности за те решения, которые принимаются. Они должны стать более приближенными к реалиям регионов: особенностям менталитета местных жителей, отраслевой структуры, географического положения. Только из Москвы нельзя принимать решения, которые были бы эффективны во всех 85 субъектах, однако окончательно отказываться от управления социально-экономическим развитием территорий федеральный центр не будет.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Дублеры не нужны: функции Минрегиона окончательно разверстают между другими ведомствами

Светлана Рейф
239-09-68
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели