Французские артисты приняли песочный душ на сцене воронежского драмтеатра
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Французские артисты приняли песочный душ на сцене воронежского драмтеатра

9 июня 2014 / просмотров – 1768
Культура

Может ли человек оставаться человеком в злом мире? Может ли человек противостоять нищете и жестокости? Эти вопросы поднимаются в пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера «Войцек», интерпретацию которой воронежцы увидели в исполнении Национального центра хореографии в Орлеане.

На стыке драматического и хореографического искусства
Постановка режиссера, хореографа и руководителя Национального центра хореографии в Орлеане Жозефа Наджа, полное название которой «Войцек или эскиз головокружения», является обладателем многочисленных театральных премий. В том числе «Золотой маски» за лучший зарубежный спектакль и триумфатором Авиньонского фестиваля. Спектакль идет уже двадцать лет и является долгожителем в Национальном центре хореографии в Орлеане. Пьеса Бюхнера стала для Наджа трамплином, оттолкнувшись от которого режиссер сумел создать нечто оригинальное и самобытное. Спектакль был поставлен во время войны в Югославии. Чтобы как-то поддержать жителей, режиссер не раз показывал им «Войцека».

В постановке практически отсутствуют слова. Действие разыгрывается лишь с помощью пластики. «Войцек, или эскиз головокружения», находящихся на стыке драматического и хореографического искусства, – частый гость на различных театральных и танцевальных фестивалях. По мнению Михаила Бычкова, «Войцек» Наджа – «уникальный спектакль для воронежского театрального опыта».

Постановка, понятная без слов
Журналистам Жозеф Надж рассказал, что никогда не ставит оригинальные пьесы. Как выяснилось, «Войцек» - единственная работа режиссера, где сохранена главная линия. При этом режиссер уверен, что, несмотря на отсутствие слов, его спектакли понятны каждому. Однажды постановку даже показывали в психиатрической больнице, и тамошние зрители также поняли главный посыл режиссера. «Я не боюсь реакции публики, уверен, что она будет хорошей», – говорит Надж.

В спектакле задействовано семь артистов. При этом от них не требуется никакой хореографической техники. В постановке заняты актеры, а не танцоры. Главным критерием при выборе артистов было наличие у них музыкального слуха. Большинство актеров играет спектакль с самого начала, заменить их Наджу не представляется возможным.

Жизнь за рамками
«Войцек, или эскиз головокружения» это театр гротеска, несущий элементы комедии дель-арте. Интересно, что режиссер предпочитает не использовать современные технологии, разве что завуалировано. Идея Наджа, кстати, также играющего в спектакле, в том, чтобы показать выход за рамки, человеческое безумие в экстремальных условиях. Перед зрителями предстают примитивные люди, не живущие, а скорее обитающие в жестяной коробке, в которой вот-вот задохнешься. Но они продолжают существовать и исследовать свой мир. Кто-то вырезает куски своей же плоти и пробует их на вкус, кто-то пытается есть камни. И все они моются под песочным душем времени. Движения артистов настолько точны и символичны, что каждый из них превращается в мощного транслятора идеи режиссера. По мнению Наджа, постановка не теряет своей актуальности на протяжении стольких лет потому, что в мире, к сожалению, мало что изменилось.

Свою следующую работу Надж планирует посвятить ГУЛАГу. Сейчас он исследует тему лагерей в произведениях Осипа Мандельштама. Идея такой постановки зрела довольно долго. Режиссер признался, что многие годы интересуется литературой о концентрационных лагерях в России и Восточной Европе.

Фото Александра Томилина

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели