Итак, прогнозная цена составляла 100 долларов за баррель, расчетная стоимость – 96 долларов. Однако уже сейчас цена опустилась до 82,9. Таким образом, утвержденный бюджет рассчитывался в соответствии с устаревшими показателями, без учета санкционного эффекта. В бюджете большинство ключевых макроэкономических показателей пересмотрены в сторону понижения, что вызвано возможным усугублением геополитической напряженности, рисками, связанными с инфляцией, ценами на нефть, колебаниями валютных курсов.
Между тем, основным приоритетом бюджетной политики по-прежнему осталось исполнение социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. Так, по словам министра финансов Антона Силуанова, 35% расходной части составят социальные ассигнования, на оборону и безопасность уйдут 10,7 % бюджета, на образование – 10,6 %, на здравоохранение – 9,2 %. Приоритетное внимание парламентариев уделено реализации «майских» Указов Президента.
Как следует из пояснительно записки, в 2014 году и в ближайшей перспективе до 1,5 лет на динамику ключевых макроэкономических показателей будут оказывать влияние последствия переживаемых российской экономикой структурного и циклического кризисов, а также геополитические риски, в том числе связанные с санкционным режимом. В то же время в среднесрочном периоде ожидается постепенное наращивание темпов роста основных макропоказателей.
Что касается основных параметров бюджета, то в плановом периоде прогнозируется снижение доходов. В 2015 году они ожидаются на уровне 15 082,4 триллиона рублей или 19,5 % ВВП, в 2016 году — 15 795,5 триллионов рублей или 19 % ВВП, в 2017 году — 16 547,8 триллионов рублей или 18,4 % ВВП. Доходы федерального бюджета будут по-прежнему формироваться за счет налогов, акцизов стати, почти половина доходной части – нефтегазовая составляющая. Расходы составят 15 513,1 триллионов рублей (20 % ВВП), 16 271,8 триллионов рублей (19,6 % ВВП), 17 088,7 триллионов рублей (19 % ВВП), соответственно. Дефицит бюджета запланирован на уровне 0,6 % ВВП ежегодно – 431 миллиард рублей. Покрывать дефицит государство собирается за счет внутренних заимствований и доходов от приватизации.
Следствием таких показателей станет рост объема государственного долга в 2015-2017 годах. К 2018 году он вырастет до 8,5 триллиона рублей. Как ожидается, в 2015 году инфляция будет на уровне 5,5 %, в 2016 году – 4,5 %, в 2017 году – 4 %. В расходах заложена индексация на уровне инфляции (5,5 %) с 1 октября 2015 года оплаты труда «бюджетников». Будет увеличены размер пенсий лицам, уволенным с военной службы, индексироваться стипендиальный фонд для студентов, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов, зарплаты работникам отдельных отраслей в соответствии с «майскими» Указами.
Надо отметить, что за принятие документа проголосовало 296 депутатов, против – 145. Глава Минфина Антон Силуанов призвал депутатов ко второму чтению – к ноябрю – подготовить актуальные поправки.
Госдума приняла в первом чтении бюджет на плановый период
24 октября в первом чтении одобрен проект федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Главный финансовый документ страны верстался, исходя из более высокой цены нефти, чем нынешняя. Поэтому вполне вероятно, что ко второму чтению документ ожидают существенные изменения.
