Дело в том, что согласно Закону США «О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов» (FATCA) американская налоговая служба в обязательном порядке получает от иностранных банков информацию о счетах американских налогоплательщиков. Те, кто отказывается сотрудничать на этих условиях, обязаны, в числе других условий, платить налог в размере 30 % от перечисляемых денежных средств. Однако по российскому законодательству, передача такой информации иностранному государству запрещена. Поэтому российские финансовые организации подвергаются риску принудительного удержания в пользу Налоговой службы США этих самых 30%.
Для устранения этой несправедливости новым законопроектом предлагается изменить условия сотрудничества, и давать информацию налоговым органам США об американских налогоплательщиках с согласия иностранных клиентов. При этом в случае отказа раскрыть информацию банки смогут отказаться работать с такими клиентами. Надо отметить, что законопроект не будет распространяться на российских граждан РФ и юридических лиц, бенефициарами которых являются россияне.
Квота на прозрачность
Еще один «финансовый» законопроект, прошедший 17 июня первое чтение, стал закон о введении численного значения квоты иностранного капитала в совокупном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации.
Так, предполагается, что значение этой квоты будет составлять до 50 %. Согласно пояснительной записке, документ направлен на интеграцию российского законодательства и международного в связи со вступлением в ВТО и текущими переговорами о включении и России в Организацию экономического сотрудничества и развития. Основополагающий принцип сотрудничества – прозрачность внутреннего законодательства, публичная доступность и соответствие правоприменительной практики законодательству.
Согласно новой норме, при превышении квоты Банк России будет вправе отказать в регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и запретить увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов.
За чистые деньги
Еще одна тема, поднятая парламентариями, – развитие системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Документ также поддержан в первом чтении и уточняет возможности отзыва лицензий у банка. Так, согласно действующему законодательству ЦБ может отозвать лицензию у банка, в частности, при неоднократном в течение года нарушении только отдельных статей закона об отмывании денег. Новация уточняет эти положения, а также исключает ссылку на определенные статьи.
Данная новелла позволит улучшить уровень воздействия на кредитные организации, которые позволяют вовлекать себя в осуществление «сомнительных» операций, говорится в пояснительной записке. По мнению разработчиков, следствием этих изменений может стать сокращение числа случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности за формальные нарушения законодательства. При этом сами кредитные организации смогут получать дополнительную мотивацию к выстраиванию риск-ориентированных систем внутреннего контроля, позволяющих предупреждать, выявлять и устранять «подозрительные операции» клиентов, поясняется законодателями.
Напоминаем, что этом году ЦБ уже отозвал лицензии у 36 банков.