Документ, разработанный в соавторстве с депутатом Госдумы от Воронежской области Сергеем Чижовым, переносит в федеральное законодательство позицию Высшего арбитражного суда. Хотя в его Постановлении четко прописаны основания применения налоговой выгоды – права на уменьшение суммы налога к уплате, обязательными к соблюдению они станут только после фиксации в федеральном законодательстве.
На данный момент в регионах сложилась неоднородная практика. В одних случаях добросовестным предпринимателям отказывают в предоставлении налоговой выгоды по формальным причинам. В других, текущая ситуация оказывается на руку мошенникам и бюджет недополучает значительный объем налоговых доходов.
Для решения этой проблемы и был разработан данный законопроект. Перед авторами стояла задача: с одной стороны, защитить бизнес от необоснованного ограничения в правах, с другой – свести к минимуму пространство для маневров у тех, кто пытается уйти от уплаты налогов. На данном этапе, по мнению депутатов, представителей экспертного сообщества и бизнеса, с учетом одобренных Комитетом поправок, законопроект позволяет достичь обе цели.
Так, безусловно, плюсом для бизнеса является закрепление так называемого «бремени доказывания» за налоговыми органами. Это решение снимает с предпринимателя необходимость доказывать свою добропорядочность. Ограничить доступ к налоговой выгоде могут только по решению «налоговиков», подтвердивших нарушение законодательства.
Дополнительно появление четких критериев применения налоговых преференций исключит фактор субъективности, который усиливало широкое применение в работе ФНС понятий без однозначной трактовки. Например, это «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность» и другие.
Так, согласно законопроекту, в автоматическом вычете НДС может быть отказано, если счет-фактура подписана неуполномоченным или неустановленным лицом. Аналогичный принцип действует в отношении документального подтверждения затрат.
Авторы законопроекта не исключают, что в ходе правоприменительной практики может возникнуть необходимость в отладке создаваемых механизмов, поэтому Комитет по бюджету и налогам совместно с ФНС и деловым сообществом планирует запустить мониторинг реализации новых законодательных норм.
Каким образом будет скорректирован документ по итогам 2-го чтения, в ближайшее время можно будет узнать на нашем сайте.